Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя. В Болгарии эта дата может послужить серьезным поводом для размышлений, особенно что касается платежеспособности наших соотечественников. По последним данным статистики и профсоюзов, она трагично низка.
Всего в Болгарии немногим более 2 миллионов трудящихся. Около 30% из них попадают в категорию бедных, получая вознаграждение примерно 200 евро в месяц, а 21% — это болгары, которые хотя и работают, но проживают за чертой бедности. Таким образом, получается, что по показателю почасовой оплаты труда (3,7 евро в час) наша страна занимает последнее место в ЕС. Все это очень плохо говорит о возможностях Болгарии и стандарте жизни болгар. Тем более что и по размеру минимальной заработной платы — 184 евро в месяц — наша страна занимает незавидное последнее место в европейском сообществе.
Эти данные европейской статистической службы Евростат послужили поводом для профсоюза КТ «Подкрепа» организовать круглый стол, на который были приглашены представители других профсоюзов, чиновники и работодатели. О том, что проблема работающих бедных в Болгарии актуальна, свидетельствует и тот факт, что после обнародованного в конце февраля Европейской комиссией Ежегодного мониторинга роста, наша страна взята под специальный контроль, основной причиной чего являются бедность и ярко выраженное социальное неравенство.
В рейтинге самых процветающих стран мира, составленном британским научно-исследовательским центром Legatum Institute, Болгария заняла скромное 48 место из 142 стран. Болгария занимает последнее место и по производительности труда. Каждый болгарский работник отрабатывает в среднем по 12 тысяч евро ВВП, а в Норвегии, где производительность труда самая большая, на каждого работника приходится по 145 тысяч евро. В Люксембурге — 117 тысяч евро.
В ходе круглого стола, профсоюзы, работодатели и представители власти согласились с мнением исполнительного председателя Болгарской хозяйственной палаты Божидара Данева, который считает, что «для того, чтобы не было работающих бедных, болгарская экономика должна быть эффективной». С этой точки зрения ситуация не вселяет оптимизма, так как самые авторитетные экономические эксперты и международные институты, во главе с Европейской комиссией, полагают, что у Болгарии нет особых перспектив экономического роста. Речь не идет о том, что страна обречена на вечную бедность, а о том, что в этом своем состоянии болгарская экономика не способна генерировать рост, т.е. повышать благосостояние болгар. Именно таков мотив, обуславливающий настойчивые призывы к срочным, глубоким и наверняка социально болезненным реформам в общественно-экономических структурах Болгарии. ЕС даже посчитал необходимым контролировать и направлять эти перемены, так как сообщество построено на принципе солидарности, и никто не восхищен тем, что его сосед нищенствует и постоянно негодует.