В ближайшее время главам стран ЕС вновь предстоит договариваться о продлении санкций против Москвы. На этот раз единого мнения по этому вопросу у политиков нет.
Накануне очередной встречи лидеров стран ЕС в Брюсселе, где, как ожидается, будет обсуждаться санкционная политика в отношении России, мнения глав европейских государств по этому вопросу разделились.
В конце января Европа продлила на полгода истекавшие 17 марта штрафные меры против ряда российских чиновников и отдельных компаний. Теперь европейским лидерам предстоит решить судьбу следующего пакета санкций, действие которых истекает в конце июля. Речь идет о секторальных мерах, включающих ограничение доступа России к европейским рынкам капитала и запрет на торговлю оружием. Для их продления необходимо единогласное «за» от всех 28 стран-членов ЕС.
Однако среди глав государств Евросоюза, которые соберутся в Брюсселе 19 и 20 марта, похоже, нет прежнего единодушия. В то время как одни продолжают придерживаться жесткой линии, настаивая на расширении и продлении существующих штрафных мер, другие заняли более сдержанную позицию. Правда, и те и другие так или иначе сходятся на том, что ключевым фактором в принятии дальнейших решений по санкциям остается соблюдение минских договоренностей о прекращении огня на востоке Украины, достигнутых 12 февраля.
Продлевать или не продлевать?
Несмотря на то, что со времени подписания минского соглашения режим прекращения огня нарушался уже более тысячи раз, европейским политикам на сегодняшний день не удается достичь единогласия, необходимого для введения дополнительных санкций, признал глава Евросовета Дональд Туск в интервью газете The New York Times, опубликованном 8 марта.
По словам главы французского МИД Лорана Фабиуса, некоторые страны придерживаются мнения, что уже в марте нужно продлить санкции до конца нынешнего года. «Другие считают несколько противоречивым заявлять, что, с одной стороны, минское соглашение реализуется, а с другой, мы собираемся продлить санкции до конца года», — подчеркнул он в беседе с журналистами 7 марта во время проходившей в Риге неформальной встречи министров иностранных дел ЕС.
Продление санкций до конца года — «самое малое, что мы можем сделать», подчеркнул на той же встрече глава литовского МИД Линас Линкявичюс. С ним согласен и бельгийский коллега Дидье Рейндерс. «Что действительно имеет значение, так это сохранить единство внутри ЕС и, прежде всего, продолжать оказывать давление, чтобы ситуация изменилась на деле», — подчеркнул он.
Два лагеря внутри ЕС
Литва и другие страны Балтии, опасающиеся за свой суверенитет на фоне событий на Украине, принадлежат к лагерю наиболее активных сторонников штрафных мер против России. Этой же позиции придерживаются Великобритания и Польша.
Британский премьер Дэвид Кэмерон, один из наиболее жестких критиков нынешней внешней политики Москвы, неоднократно говорил о необходимости жесткого ответа на действия российского руководства. Великобритания готова «вывести санкции на абсолютно новый уровень», если российская агрессия на Украине усилится, заявил он в интервью газете The Wall Street Journal, опубликованном 5 марта. Ранее он подчеркивал, что одной из таких мер могло бы стать отключение России от международной банковской системы SWIFT.
Однако не все страны ЕС поддерживают такие жесткие меры. Целый ряд государств, в числе которых Италия, Испания и Австрия, придерживаются более мягкой позиции. После прихода к власти премьер-министра Алексиса Ципраса в январе нынешнего года к этому лагерю примкнула и Греция.
Разные позиции еще не раскол
Необходимости в новых санкциях или в автоматическом продлении существующих на сегодняшний день нет, поскольку с востока Украины приходят «обнадеживающие сигналы», подчеркнул в беседе с журналистами в Риге министр иностранных дел Италии Паоло Гентилони. Ужесточения штрафных мер не предвидит и глава испанского МИДа Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо, встречавшийся 10 марта с российским коллегой Сергеем Лавровым.
Разные позиции по вопросу санкций, однако, не стоит рассматривать как некий раскол внутри Европейского Союза, считает политолог берлинского фонда «Наука и политика» Штеффен Халлинг (Steffen Halling). По его словам, в Евросоюзе с самого начала существовали разные точки зрения по поводу политики в отношении России. Речь идет о «разных приоритетах отдельных стран», сказал Халлинг в интервью DW.
Некоторые страны исходят из экономических интересов, поскольку введение санкций и ответные штрафные меры со стороны России серьезно ударили по их экспорту, подчеркнул аналитик Центра европейской политики в Брюсселе Пауль Иван. Совокупные убытки ЕС от потери объемов экспорта в результате введения санкций составили 21 миллиард евро, заявлял в феврале Гарсия-Маргальо, передает агентство AFP.
Позиция Германии
В ряду сторонников и противников ужесточения санкций Германия заняла позицию посередине. В прошлую среду, 4 марта, канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) предупредила, что любое серьезное нарушение «хрупкого» режима прекращения огня на Украине повлечет за собой новые санкции против Москвы. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) в Риге также подчеркнул, что будущее европейских санкций тесно связано с реализацией минских договоренностей. Однако, по его словам, принимать какие-либо решения «еще слишком рано».
Независимо от позиции по поводу ужесточения санкций страны ЕС единодушны в одном: соблюдение минского соглашения будет основным фактором при принятии решения, констатирует Халлинг. При этом, по мнению экспертов, не стоит ждать, что оно будет принято на предстоящей встрече лидеров стран ЕС. Скорее всего, отмечает Пауль Иван, это произойдет не раньше июня, на конец которого намечена новая встреча глав европейских стран.