Киев — Облегчение чувствовалось в украинских коридорах власти 11 марта, когда Международный валютный фонд одобрил свой давно ожидавшийся пакет финансовой помощи для Украины. Обещанный кредит этого фонда составляет 17,5 миллиарда долларов, и рассчитан он на четыре года. Другие доноры обещали дать еще несколько миллиардов долларов. Первый транш уже принес столь необходимые 5 миллиардов долларов и таким образом почти удвоил валютные резервы страны, снизившиеся до 5,6 миллиардов долларов.
Украина надеется также собрать еще 15 миллиардов долларов от частных кредиторов в ходе переговоров о реструктуризации, которые должны начаться на следующей неделе. Но и это не позволит приблизиться к той сумме, в которой нуждается распадающаяся украинская экономика.
О доверии говорить сложно, инфляция устремилась в небеса, ВВП сокращается, а танки все еще громыхают на Донбассе, несмотря на недавно достигнутую договоренность о прекращении огня. Согласно самым мрачным оценкам правительства, ВВП может сократиться на 12% в этом году, а инфляция, вероятно, превысит 40%. Контроль над движением капиталов и повышение ставки Центрального банка с 19,5% до 30% позволили стабилизировать гривну, украинскую валюту, после ее обвала в прошлом месяце. Однако торговцы на черном рынке продолжают покупать и продавать национальную валюту по ставкам, которые на 25% ниже официального уровня. Украинцы сняли со счетов в банках огромное количество денег, а в прошлом месяце «Дельта Банк», четвертый в списке самых крупных в стране, был объявлен банкротом. Непродуманные реформы напугали рынки. Отсутствие спешки со стороны Запада относительно оказания помощи Украине не способствовало их успокоению. Стабильный мир на востоке страны представляется весьма далекой перспективой.
Украинский парламент принял большое количество жестких законов, на которых настаивал Международный валютный фонд, включая те, что предусматривают сокращение пенсий и увеличение цены на газ, которая только в апреле вырастет на 280%. Новое правительство на Украине является наиболее компетентным в истории независимой Украины. Однако его усилия в области реформ остаются непоследовательными, тогда как влиятельные группировки мешают проведению изменений. Даниил Пасько, возглавляющий работу по дерегуляции в Национальном совете реформ, считает, что было принято менее 5% из тех мер, которые, по мнению членов его команды, являются необходимыми. «Мы сделали всего несколько шагов, и это маленькие шаги, — отмечает он. — Если мы сейчас не наберем скорость, то нам уже некуда будет двигаться».
Активисты также жалуются на недостаток смелых действий, направленных против коррупции. Людям, грабившим экономику страны во время правления бывшего президента Виктора Януковича, до сих пор не предъявлены обвинения. Новое антикоррупционное ведомство, независимый орган с соответствующим силовым обеспечением, не имеет своего руководителя. На прошлой неделе, после того как комитет по отбору объявил имена четырех финалистов, депутаты из партии президента Петра Порошенко представили закон, который позволит саботировать выборы главы этого ведомства. Дарья Каленюк из Центра противодействия коррупции полагает, что правительство занимается больше «обещаниям реформ», а не реальными реформами.
Следующим вызовом для правительства будет попытка добиться от кредиторов заключения сделки о реструктуризации долга. Россия, располагающая евробондами на сумму в 3 миллиарда долларов, призвала провести полную выплату, и это может вызвать проблемы на постоянно откладываемых переговорах, поскольку все кредиторы хотят иметь одинаковое к себе отношение.
Другие держатели облигаций пока воздерживаются от выставления требований, хотя многие опасаются того, что это будет необходимо. Простая отсрочка платежей не сможет решить саму проблему. Сомнительно, что Украина будет в состоянии выплатить долги через пять лет, считает Александр Вальчишен, глава аналитического отдела киевской компании «Инвестиционный капитал Украина» (Investment Capital Ukraine). Он считает, что будет «грехом» не использовать нынешние трудности для списания долгов. Многое свидетельствует не в пользу будущего роста экономики на Украине. Проблемы еврозоны, замедление в Китае и спад в России — все это не сулит ничего хорошего.