После длительного периода стремительного новаторства и смелых изобретений работы по созданию противокорабельных ракет на Западе в условиях окончания холодной войны и начала глобальной войны с террором были практически остановлены. Из-за нового упора на наземные операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии западные флоты оказались в забвении.
В результате военно-морские силы стали уделять первоочередное внимание оказанию поддержки сухопутным войскам и действиям в прибрежной зоне. Сегодня корабельные войны свелись практически к тому, что эсминцы водоизмещением 9 000 тонн сражаются с легкими пиратскими лодками.
Однако рост напряженности с Россией и Китаем показал, что война на море между кораблями может вернуться. А вместе с этим может вновь появиться необходимость искать и топить вражеские суда.
На горизонте замаячило новое поколение противокорабельных ракет (ПКР). Это малозаметные, сверхзвуковые и автономные ракеты, способные преодолевать систему ПРО и вести охоту за отдельными кораблями. Давайте рассмотрим некоторые наиболее интересные противокорабельные ракеты, как принятые на вооружение, так и находящиеся в стадии разработки.
«БраМос»
Противокорабельная ракета «БраМос» получила свое название от рек Брахмапутра и Москва. Это разработка совместного российско-индийского предприятия. «БраМос» создавали в 1990-х и начале 2000-х годов, и она стала одной из немногих ПКР, появившихся в то время. В настоящее время данная ракета находится на вооружении индийских вооруженных сил.
«БраМос» это самая быстрая маловысотная ракета в мире. У нее две ступени. Первая, состоящая из твердотопливного ракетного двигателя, придает ей ускорение и выводит на сверхзвуковую скорость. Вторая ступень с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ускоряет ракету до скорости, соответствующей числу Маха 2,8. Согласно имеющейся информации, эта ракета летит на высоте всего 10 метров над гребнем волны, из-за чего ее прозвали «водорезом». Дальность пуска «БраМос» составляет 290 километров.
Это универсальная ракета, которую можно размещать на надводных кораблях, использовать в составе береговых противокорабельных ракетных батарей, а также запускать с самолетов, таких как Су-30МК1, которые имеются на вооружении в индийских ВВС. У ракеты воздушного базирования дальность еще больше и составляет 500 километров. Сейчас рассматривается вариант для запуска с подводных лодок, однако его разработка не началась из-за отсутствия интереса.
«БраМос» обладает солидной ударной мощью: у ракет наземного и корабельного базирования 200-килограммовая боевая часть, а у версии воздушного базирования вес боеголовки 300 килограммов. Но даже без боевой части эта ПКР на скорости с числом Маха 2,8 обладает колоссальной кинетической энергией и силой воздействия на цель.
Высокая скорость ракеты «БраМос», характеристики малозаметности, а также способность лететь на предельно малых высотах позволяют ей уходить от систем ПРО противника. Если предположить, что РЛС у обороняющегося находится на высоте 20 метров, она засечет эту ракету на расстоянии 27 километров. В этом случае у противника останется всего 28 секунд на ее сопровождение, подсвечивание и уничтожение, прежде чем «БраМос» нанесет удар по кораблю.
Противокорабельная ракета большого радиуса действия LRASM
ВМС США нужна новая противокорабельная ракета. Состоящая на вооружении ракета Harpoon была принята в 1977 году. Если во времена холодной войны она была одной из лучших ПКР, то сейчас ракета Harpoon состарилась и превратилась в заурядное и посредственное оружие, неспособное включить в свою конструкцию новейшие технические достижения.
Противокорабельная ракета большого радиуса действия LRASM это главный кандидат на замену Harpoon. LRASM представляет собой развитие крылатой ракеты JASSM-ER и обладает многими общими с ней конструктивными особенностями. Созданная компанией Lockheed Martin JASSM-ER это малозаметная и помехоустойчивая ракета, имеющая дальность 800 километров. JASSM-ER предназначена для автономного обнаружения и поражения целей. Она может доставлять к цели боевой заряд проникающего действия весом 450 килограммов с точностью попадания в пределах трех метров. Эту ракету можно устанавливать на большинстве ударных самолетов ВВС США.
По своему принципу действия LRASM отличается от таких ракет как «БраМос». Вместо того, чтобы обеспечивать неуязвимость ракеты для средств ПРО за счет высокой скорости, конструкторы использовали в дозвуковой LRASM такие принципы как малозаметность и самостоятельность в принятии решений по уходу от корабельных зенитных систем. LRASM самостоятельно опознает важные цели, а затем наводится на них.
Следует ожидать, что дальность у LRASM будет примерно такая же, как у JASSM-ER. Если у состоящей на вооружении ракеты Harpoon дальность пуска составляет чуть больше 100 километров, то у LRASM оценочная дальность будет равна 800 километрам, что существенно повышает радиус огневого поражения американской морской авиации и корабельных платформ.
В отличие от ракеты Harpoon, LRASM подходит для запуска из ячеек установки вертикального пуска Mk.41 крейсеров типа Ticonderoga, эсминцев типа Burke, а также из установки вертикального пуска Mk. 57, которой оснащены новые эсминцы типа Zumwalt. Это позволяет кораблям брать на борт гораздо больше противокорабельных ракет, чем прежде, хотя такая возможность негативно скажется на количестве других ракет, таких как SM-6 класса «поверхность-воздух» и противолодочных ASROC.
Club (противокорабельный вариант 3М-54Э1)
Club это противокорабельная ракета российского ВМФ, принадлежащая к оружейному семейству с единым корпусом. Это универсальная система с многочисленными вариантами, способными вести борьбу с кораблями (3М-54Э1), с наземными целями и с подводными лодками. Ракета Club поставляется на экспорт в Алжир, Китай и Индию.
Существует четыре версии этой ракеты. Club-S запускается из торпедного аппарата калибра 533 миллиметра, что является стандартным диаметром для подводных лодок во всем мире. Club-N предназначена для пуска с надводных кораблей, Club M — ракета наземного базирования, а Club K запускают из установок, замаскированных под морские контейнеры.
У Club первая ступень с твердотопливным двигателем, который производит запуск ракеты с пусковой установки и выводит ее на маршевую высоту полета. После сгорания первой ступени включается маршевый турбореактивный двигатель. Последняя противокорабельная версия ракеты ЗM-54Э1 направляется на цель посредством активной радиолокационной головки самонаведения, системы глобального позиционирования ГЛОНАСС и встроенных навигационных систем. Боевая часть ЗM-54Э1 весит 400 килограммов.
Являясь крылатой ракетой, ЗM-54Э1 обычно совершает полет на скорости, соответствующей числу Маха 0,8, и на высоте 10-15 метров. В некоторых версиях на участке подлета к цели ракета ускоряется до сверхзвука с числом Маха 2,9, что сокращает время реагирования для ответных действий средств ПВО противника.
Максимальная дальность ракеты ЗM-54Э1 составляет 300 километров. Конечно, это просто совпадение, что ее дальность является максимально разрешенной для крылатых ракет по режиму контроля за ракетными технологиями. Режим контроля за ракетными технологиями это соглашение по нераспространению, призванное ограничить дальность ракет, способных нести ядерный заряд, и Россия является его участницей.
Производитель ракеты «Моринформсистема-Агат» в 2010 году вызвал шок, когда объявил о создании версии ракеты Club K, размещаемой в стандартном морском контейнере. На пусковой установке, которую можно перевозить на контейнерном судне, на железнодорожной платформе или на грузовике, размещается четыре ракеты. Создатели Club K так и не объяснили, зачем действующим на законных основаниях военным маскировать ракетный комплекс под грузовой контейнер. Эта пусковая установка породила опасения в том, что ею могут воспользоваться страны-изгои типа Ирана (который в итоге проявил к ней интерес) или террористы, у которых появилась возможность перевозить оружие у всех на виду.
XASM-3
Чисто оборонительная военная доктрина Японии требует, чтобы корабли, самолеты и наземные батареи оснащались лишь небольшими противокорабельными ракетами. Япония спроектировала и изготовила два поколения ПКР, удовлетворяющих этим требованиям. Однако ракета третьего поколения скорее всего будет существенно отличаться от прежних разработок.
XASM-3 это противокорабельная ракета, которую в настоящее время совместно разрабатывают Технический научно-исследовательский институт правительства Японии и компания Mitsubishi Heavy Industries. В данный момент об этой ракете известно немного, но если она пойдет в производство, это будет существенный шаг вперед в наращивании боевого потенциала сил самообороны Японии.
XASM-3 будет гиперзвуковой ракетой с твердотопливным двигателем и интегрированным прямоточным реактивным двигателем, действующим на скоростях до числа Маха 5. Ракета будет обладать характеристиками малозаметности. Как и «БраМос», XASM-3 будет использовать свою скорость для уменьшения времени реагирования и перехвата. Имея такие же параметры боевого применения как и у «БраМос», XASM-3 даст противнику для ответных действий всего 15 секунд.
У этой ракеты будут активные и пассивные головки самонаведения. Вес ракеты составит 860 килограммов, а вот о весе ее боевой части ничего не известно. Ожидается, что дальность полета у нее будет составлять около 200 километров.
Ракету будут подвешивать к истребителю японского производства F-2. Другими носителями XASM-3 могут быть морской патрульный самолет Kawasaki P-1 и истребитель F-35A. Скорее всего, XASM-3 не поместится во внутреннем отсеке вооружения F-35, и ее придется размещать на внешней подвеске, из-за чего этот самолет будет легче обнаружить.
Разработка XASM-3 была начата в 2002 году, а окончание работ ожидается в 2016-м — с опозданием на шесть лет. Тогда Mitsubishi Heavy Industries придется решать, будет она или нет запускать ракету в серийное производство. Если производство начнется, не исключено, что ракета получит разрешение на экспорт в дружественные страны.
Противокорабельная ракета Naval Strike Missile
Разработанную норвежской фирмой Kongsberg ракету Naval Strike Missile (ударная ракета ВМС) фирма-производитель называет первой в мире противокорабельной ракетой пятого поколения.
В качестве стартового ускорителя используется твердотопливный ракетный двигатель, после чего на маршевом участке включается турбореактивный двигатель. Ракета летит на предельно малой высоте. Судя по видеозаписям, высота ее полета над гребнем волны составляет менее 10 метров. Информации о скорости нет, но скорее всего, она дозвуковая, близкая к сверхзвуковой.
Фирма Kongsberg называет свою ракету «полностью пассивной», имея в виду, что в ней нет активных приборов обнаружения и сопровождения целей. Ракета не излучает инфракрасные и радиолокационные волны, которые могут засечь корабли противника. Имея вес менее 410 килограммов, Naval Strike Missile меньше всех прочих ракет из этого списка. Дальность ракеты составляет 185 километров, а вес боевой части равен 125 килограммам.
В настоящее время эта ракета используется в норвежских ВМС на ракетных катерах класса Skjold и на эсминцах класса Fritjof Nansen. Ее также использует польская армия в своих частях береговой артиллерии.
В октябре 2014 года ВМС США произвели испытательный пуск ракеты Naval Strike Missile с летной палубы корабля береговой обороны Coronado. Испытания прошли успешно с прямым попаданием по условной цели. Они проводились в рамках испытательной программы иностранных вооружений, а это не означает, что ВМС обязательно будут приобретать Naval Strike Missile.
В настоящее время разрабатывается вариант Naval Strike Missile под названием Joint Strike Missile. Ракету Joint Strike Missile можно будет применять с воздуха по наземным целям и в качестве противокорабельной ракеты. Кроме того, судя по размерам, ее можно будет разместить во внутреннем отсеке вооружения F-35. Она также подойдет для стандартного подводного торпедного аппарата 533 мм. На вооружение ракету Joint Strike Missile планируется принять в 2023 году.
Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско; его статьи публикуются в таких изданиях как The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним создателей блога Japan Security Watch.