30 лет назад советские коммунисты, вместо заслуженных товарищей, выбрали своим главой человека, который хотел реформировать систему. Но в итоге Михаил Горбачев, к облегчению всего мира, похоронил Советский Союз. Как это было вспоминает Владимир Вотапек в своем комментарии.
С ноября 1982 по март 1985 граждане Советского Союза и его колоний, к которым относилась и Чехословакия, имели возможность наблюдать за невероятной чередой похорон генсекретарей КПСС.
Вместе с Леонидом Брежневым, за которым последовал Юрий Андропов и Константин Черненко, уходило целое поколение коммунистических правителей, которые родились еще до возникновения Советского Союза. Правителей, не способных ни физически, ни интеллектуально предотвратить крах одной из двух сверхдержав, которые после окончания Второй мировой войны определяли судьбы мира.
Вместо дряхлых стариков, увешанных медалями за реальные и вымышленные заслуги в построении социализма, коммунистическое Политбюро выбрало из своих рядов самого молодого и многообещающего.
Михаил Сергеевич Горбачев воплощал собою все, что было, или должно было быть, хорошего в коммунизме и советской системе. Напомню, что эта преступная система, уничтожавшая жизни десятков миллионов своих противников и сторонников и ввергнувшая своих подданных материальную и духовную нищету, которая затянулась не на один десяток лет, — эта система, напротив, призвана была стать лекарством от бедности и несправедливости мира.
По замыслу ее архитекторов, она должна была дать старт небывалому развитию творческой работы, воспитанию новых, лучших, людей. Советская система должна была привести человечество к покорению звезд и прекрасному будущему. В 80-е уже было ясно, что все это исполнено не будет. Но если кто-то и мог предотвратить крах СССР, если и возможно было кого-то назвать новым советским человеком, так это был Михаил Горбачев.
Комбайнер, комсомолец, лидер СССР
Этот интеллигентный, образованный и порядочный человек происходил из семьи, которая на себе познала такие «достижения» советской системы, как сталинский голодомор и политические репрессии. В отличие от большинства своих коллег, циничных технологов власти, он был уверен, что коммунизм можно сохранить без жестокого насилия.
Уже в 18 лет, будучи комбайнером, он получил высокую награду за отличную работу, а его поступление в престижный советский вуз (МГУ им. М.В. Ломоносова) подтвердило его принадлежность к советской элите. Здесь он встретил свою супругу Раису, а также многих других молодых восторженных коммунистов, среди которых был и один из лидеров Пражской весны 1968 года — Зденек Млинарж.
Его карьера была просто уникальной. Пройдя несколько ступеней в комсомоле, он вскоре превратился в представителя коммунистической номенклатуры. Еще до своего 40-летия он стал первым секретарем Ставропольского крайкома, а в 1978 году был избран секретарем ЦК КПСС, а всего через два года он добрался до советского олимпа, став членом политбюро, то есть одним из реальных правителей Советского Союза.
Он хорошо понимал, что советская система безнадежно отстает от западной модели, и все свои силы отдавал на то, чтобы сделать «квадрат круглым», чтобы исправить и улучшить систему, которая должна была вернуться к своим идеалам и, конкурируя с капитализмом, показать свои преимущества. Поэтому он сначала объявил перестройку, а потом и гласность.
Он убеждал своих товарищей в Советском Союзе и его сателлитах в необходимости реформ, стремился подавлять коррупцию и мобилизовать увядающий потенциал социализма. Сегодня мы уже знаем — все было напрасно, но в свое время, несомненно, он воплощал надежду. Для кого-то — шанс на реформу бесчеловечной системы, для других — возможность ненасильственного демонтажа коммунизма.
Во время его нахождения у власти были предприняты первые шаги для начала легального бизнеса. Кроме того, прошли первые по-настоящему честные выборы, на которых действительно можно было выбирать. Будучи уже президентом СССР, он встречался с консервативными коммунистами и демократическими оппонентами. При этом он последовательно избегал злоупотребления властью и насилия. Для людей, воспитанных в тоталитаризме, его споры и дискуссии с Андреем Сахаровым, пожалуй, самым знаменитым диссидентом и избранным депутатом Верховного Совета, вероятно, являлись убедительным доказательством того, что в Советский Союз пришла свобода.
Более популярный за рубежом, чем в России
Политика не знает, что такое благодарность. Силы, которые высвободились благодаря его реформам, в итоге его же и смели. Советский Союз, ослабленный попыткой коммунистического переворота в августе 1991 года, уже не представлял для элит союзных республик привлекательной перспективы, поэтому по воле только что избранных президентов России, Украины и Белоруссии он был распущен в 1991 году.
Несмотря на то, что Горбачев несколько раз пытался вернуться в политику и принять участие в президентских выборах, он так и не получил серьезной поддержки. Определенно, он более популярен за рубежом, чем в своей собственной стране. Националисты и разные профашисты его буквально ненавидят, но и обычные россияне вменяют ему в вину распад Советского Союза, а также, во многом, хаос и снижение уровня жизни в 90-х.
С перспективы Центральной Европы несомненной заслугой Михаила Горбачева является то, что мы, и как граждане, и как отдельные страны, имеем возможность свободно выбирать путь своего развития. Поэтому он, конечно, по праву заслужил не только Нобелевскую премию мира, но и наши симпатии и благодарность.