Когда закончится русско-украинская война, развязанная Кремлем, и начавшаяся с оккупации Россией Крыма? Первые официальные лица Кремля не устают повторять, что Россия выступает за мирное урегулирование военного конфликта на Донбассе. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью французскому телеканалу France 24 назвал президента Петра Порошенко «лучшим шансом» для Украины. Сам Порошенко во время пресс-конференции за несколько дней до нового 2015 года заявил, что он выступает за «исключительно политическое решение военного конфликта».
Три недели я провел в Северодонецке, городе, который контролируется украинской властью и находится в 30 км от линии фронта. Здесь я снимал документальный фильм о событиях на Донбассе для своей дипломной работы. Тема документальной работы — война.
Порошенко надеется, что переговоры в Минске принесут мир в ближайшее время. В отличии от президента, я не увидел реального повода для окончания войны. Наоборот, общаясь с волонтерами, которые ежедневно везут на передовую для украинских солдат продукты и теплые вещи, пенсионерами, приезжающими в Северодонецк из оккупированных городов для оформления пенсии, я сделал вывод, что война на Донбассе будет длиться годами.
Во-первых, власти нужно признать, что волонтеры, снабжая армию всем необходимым, возложили на свои плечи функции министерства обороны и таким образом обеспечили обороноспособность страны. Они поддерживали моральный дух украинской армии в самые тяжелые для нее периоды, когда головорезы Стрелкова, Моторолы и других полевых командиров захватывали Донецкую и Луганскую область. И если бы не волонтеры — простые украинцы, которые забыв о своей личной жизни, полностью посвятили себя жизнеобеспечению армии, линия фронта была бы давно уже где-то под Харьковом. Украинская власть это понимает, но не хочет признавать.
Как не хочет власть признавать и других своих стратегических ошибок. На уже упомянутой мной пресс-конференции Порошенко задали вопрос, понесет ли ответственность экс-министр обороны Валерий Гелетей за поражение украинской армии в «иловайском котле»? Там, отражая военную агрессию российских войск, по информации бывшего начальника разведки Николая Маломужа, погибло около 1 000 украинских солдат и еще 1 500 получили ранения. Точные цифры о потерях под Иловайском министерство обороны так и не предоставило.
Принципиальная позиция президента в этом вопросе могла бы снять напряжение в обществе, в котором в последнее время все чаще слышится справедливая критика в адрес командования ВСУ. Можно было бы не провоцировать нагнетание нового Майдана среди солдат — добровольцев, сражающихся на передовой. Но П. Порошенко в который раз (!) «прикрыл» В. Гелетея от ответственности, отметив его успехи на новой должности начальника Управления государственной охраны.
Боевиков, которых всем необходимым для войны обеспечивает Россия, остановили рядовые солдаты. Генералитет ВСУ, которому президенты страны за годы Независимости щедро раздавали награды, оказался не готовым к этой войне. Кабинетные генералы проявили в военных операциях преступную некомпетентность, и никак не рассчитывали на героизм рядовых солдат, отдавших свою жизнь за Независимость Украины.
Только под Старобельском в одной братской могиле похоронено 28 неопознанных солдат добровольческого батальона «Айдар» и 80-й львовской аэромобильной бригады. Погибли они 1 сентября под Счастьем при выходе из так называемого «луганского котла». Остатки тел были направлены в старобельский морг, где о них и забыли. И только благодаря действиям местных волонтеров и медперсонала солдаты были похоронены на кладбище. Присутствующий на панихиде 4 октября (!) председатель луганской областной администрации Геннадий Москаль публично извинился за ошибки власти и пообещал через время идентифицировать тела всех солдат.
Время идет, а личности солдат так никто и не установил. Министра обороны Гелетея, виновного за образование «котлов», в которые попадала украинская армия при освобождении Донецка и Луганска, сменил новый выходец из милицейской школы Степан Полторак. Как и в случае с Гелетеем, Порошенко сделал ставку не на кадрового офицера, проявившего себя в реальных боевых ситуациях на фронте, а на «проверенного временем» генерала милиции.
Не осознало роль простых украинских солдат в войне и само украинское общество, часть которого продолжает жить в привычном ритме, как будто ничего в стране не происходит. Такие люди по «совковой» привычке надеются на «мирный план» Президента, как когда-то полностью полагались на «правильный курс» генсека, не особо задумываясь, к чему это приведет. Президент сказал — значит, ему можно верить.
По Киеву ездит множество дорогих джипов-внедорожников, тогда как на боевые задания солдаты выезжают в холодных разбитых и давно уже списанных «уазиках», которые в период бездорожья грузнут в поле. В Киеве живет достаточно много зажиточных предпринимателей. Вместо того чтобы сплоченно с волонтерами помогать армии, бизнес все еще надеется пересидеть войну в стороне, наивно полагая, что она его не коснется. Такой подход только растянет войну на неопределенно долгое время, давая России повод для манипуляций, что украинцы не консолидированы.
Самое тяжелое, что ожидает Украину в ближайшее время — это не инфляция и даже не война, а процесс переоценки ценностей, который будет зависеть от многих факторов и в первую очередь от того, сколько времени займет формирование гражданского общества. Чем быстрее оно сформируется, тем быстрее закончится война. Но даже при самых благоприятных прогнозах процесс этот может занять около десяти лет.
Не сто самых богатых украинцев по версии журнала «Forbes», считавшиеся много лет «сливками» общества, помешали реализовать Кремлю «крымский сценарий» по оккупации юго-восточных областей Украины. Это сделали Григорий Тука, Татьяна Рычкова, Юрий Касьянов и сотни других волонтеров по всей стране с первых дней войны, переложивших на себя функции государства. Впервые в новейшей истории Украины народ самоорганизовался и защитил свою Независимость.
72-е место в списке «Forbes» занимает бизнесмен Александр Тисленко. Принадлежащая ему компания «Альтком», которая специализируется на строительных подрядах, в 2009 году получила госзаказ на строительство Донецкого аэропорта. Строительство объекта было грандиозным. Только на закупку самого большого в мире бетоноукладчика «Wirtgen» было потрачено больше трех миллионов евро.
В 2010 году А. Тисленко получил заказ на строительство стадиона и аэропорта уже во Львове. Случилось это, как пишет «Forbes», сразу после того как должность вице — премьера по вопросам подготовки «Евро‑2012» в правительстве Януковича возглавил Борис Колесников. Такая «легитимная» модель построения бизнеса процветала на Украине. До тех пор пока не случился Майдан.
До войны на Донбассе, развязанной Россией, Александр Тисленко мог и дальше развивать свой бизнес за счет бюджетных денег, используя для этого кумовство во власти, приезжать в аэропорт на своем стильном «Land Cruiser» и давать указания рабочим, как лучше заливать бетон.
Украинские солдаты ценой своей жизни несколько месяцев героически удерживали аэропорт, только чтобы не пропустить вглубь страны боевиков. Тисленко, как и другим бизнесменам, чьи предприятия оказались в зоне боевых действий, придется выбирать между Украиной и квазиобразованиями, претендующими на государственность.
«Северодонецкое объединение Азот» входит в группу компаний «Group DF» и принадлежит олигарху Дмитрию Фирташу. Оно пережило оккупацию так званых ополченцев и осталось на Украине. Украинская армия освободила Северодонецк летом прошлого года. Но какой-либо ощутимой помощи для армии предприятие не оказывает. Батальон «Чернигов», принимавший участие в освобождении города, возит своих раненых солдат на лечение в Счастье, Сватово, Северодонецк на машинах, подаренных солдатам волонтерами, но не «Азотом».
Даже с моральной точки зрения бизнесмены не могут вести себя так, как раньше. Они не смогут больше не считаться с мнением простых украинцев. Потому что сейчас единственной гарантией защиты их бизнеса от «русского поглощения» выступили украинские солдаты. Олигархи еще не знают, как вести себя в этой ситуации, но расставаться со своим бизнесом, нажитым с помощью махинаций и коррупции, не хотят.
Украинское общество давно переросло свою коррумпированную закостенелую власть. Оно переживает период, когда политические лидеры уже не могут вести за собой нацию. Например, стало ли новостью для украинцев заявление Леонида Кучмы во время последних переговоров в Минске, что Путин »не остановится ни перед какими потерями и затратами в достижении своей цели»? Неужели кто-то сомневался, что после оккупации Крыма Путин на этом не остановится и продолжит устанавливать «русский мир» на Донбассе?
Наделив Кучму полномочиями субъекта, который ведет переговоры в Минске от имени Украины, Порошенко показал, что он не способен влиять на ситуацию, так как никакого авторитета в обществе Леонид Данилович уже давно не имеет. Так называемая политическая элита ничего нового украинскому народу предложить не может. Предыдущее соглашение о прекращении боевых действий закончилось наступлением боевиков. После того как боевики взяли под контроль Дебальцево, до основания разрушив город, нынешнее перемирие следует расценивать как подготовку к новому наступлению на украинские города. Жаль, что это понимают только рядовые солдаты и волонтеры, а украинская власть даже и не пытается действовать в этой ситуации на опережение.