По мере того как угроза глобального потепления с каждым днем становится все серьезнее, все «горячее» и арктическая проблема. Вопрос о том, кто же все-таки обладает законными правами в этом регионе, всегда был очень сложным. Некоторые считают, что Арктика принадлежит северным полярным странам, поэтому только они имеют право обсуждать вопросы, касающиеся этого региона. Такой подход, конечно же, очень сильно ограничивает права и возможности стран, которые не принадлежат к этой группе. Некоторые китайские ученые считают, что Китай и некоторые другие государства можно смело отнести к разряду «стран, близких к Арктике». Однако лишь немногие согласны с такой точкой зрения.
На самом деле для того, чтобы систематично разрешать проблемы, имеющие отношение к Арктике, их нужно поместить в более широкий контекст. Необходимо также учитывать будущие изменения при развитии данного региона, в особенности ту огромную роль, которую сыграют создание транспортной системы по всей линии Северного морского пути, размещение портов, изменения в промышленной сфере, экономическое развитие, политические связи и социальные перемены. Поэтому я считаю, что Арктическую концепцию нам следует расширить до Большой арктической концепции.
Подобное изменение в концепции поможет нам в полной мере осознать то влияние, которое строительство транспортной сети в Арктике окажет на устройство всего мира, а также то, в какой мере оно будет способствовать систематичному разрешению проблем региона, интеграции ресурсов. Более широкий взгляд также станет толчком для более тесного международного сотрудничества и проведения политических консультаций по арктическим вопросам, сблизит северные полярные страны с неполярными государствами, а также неполярные страны между собой. Строительство транспортной системы Северного морского пути — удобный шанс для развития торговли, а также для укрепления политических контактов между странами Большой Арктики.
В дальнейшем права на этот регион будут в основном делить два лагеря - российский и американский. И северные полярные страны могут встать по разные стороны баррикад. Гегемония США продолжает угасать, силы других важных государств, например России и Канады, постоянно увеличиваются. Мир будет становиться еще более многополярным.
В будущем Большую Арктику ждут серьезные изменения и трансформации в областях торговли, финансов, а также в информационной сфере. Что касается Китая, то вполне очевидно, что он должен воспользоваться благоприятным моментом, эффективно использовать иностранный капитал и внешние передовые технологии, поощрять развитие экономики, торговли и, что особенно важно, транспортных систем. КНР необходимо взять за основу и отправную точку структуру открытого развития, способствовать стратегическому сотрудничеству с другими странами, ускорить осуществление стратегий привлечения зарубежного капитала и «выхода за границу» (политика КНР по приобретению активов за рубежом – прим. пер.).
Развитие морских перевозок в Большой Арктике позволит улучшить производственную структуру Китая, а также даст импульс для возрождения старых промышленных баз на северо-востоке страны. К тому времени, если мы в соответствии со стратегией «с помощью канала связать северо-восток с морем», проведем в данном регионе канал, наступит новый расцвет для транспортной системы реки Туманная. Кроме того, уезд Хуньчунь, расположенный в долине этой реки, сможет сравняться по статусу с Сингапуром и, возможно, станет новым центром международного судоходства.
Для успешной реализации Большой арктической стратеги Пекину необходимо придерживаться модели открытого развития и постоянно наращивать свою совокупную мощь. Более того, Китаю следует направить все усилия на то, чтобы пройти трансформацию из крупного государства в по-настоящему великую державу.
Автор статьи – глава исследовательского центра по морским проблемам в полярных областях в Даляньском морском университете, главный специалист по основным проектам Государственного фонда общественных наук.