Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нет, мы не ведем валютную войну

© Fotolia / romanticheРубли, доллары, евро, гривны
Рубли, доллары, евро, гривны
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У тех, кто следит за финансовыми средствами массовой информации, легко может возникнуть впечатление, что мир твердо вознамерился украсть американский экономический подъем. Центробанки от Франкфурта до Пекина, твердят сторонники такой теории, понижают курсы своих валют по отношению к доллару — и по отношению друг к другу — в малодушной попытке удешевить свой экспорт.

У тех, кто следит за финансовыми средствами массовой информации, легко может возникнуть впечатление, что мир твердо вознамерился украсть американский экономический подъем. Центробанки от Франкфурта до Пекина, твердят сторонники такой теории, понижают курсы своих валют по отношению к доллару — и по отношению друг к другу — в малодушной попытке удешевить свой экспорт.

Чтобы эта идея о «валютной войне» не заставила политиков сделать нечто неразумное, давайте недвусмысленно и четко заявим: все это полная ерунда.

Валютные войны


Действительно, в последнее время на валютных рынках отмечается повышенная активность. Хотя американская ФРС повышает процентные ставки, политические руководители в других странах с мощной экономикой (Европа, Япония и Китай) понижают ставки, причем иногда даже ниже нуля. Это заставляет инвесторов стремиться к повышению долларовой прибыли, из-за чего торгово-взвешенная стоимость американской валюты за последние восемь месяцев поднялась более чем на 14%, что весьма обременительно для таких американских экспортеров, как Caterpillar и Procter & Gamble.

Политика центробанков оказывает влияние на валюты, но это отнюдь не война. Многое зависит от мотивов. Нечестное манипулирование включает противодействие рыночному давлению на валюту и действия по понижению ее курса, чем занимался Китай в начале 2000-х годов. Можно сказать, что цель такой политики состоит в том, чтобы убрать из уравнения валютный рынок. Облегчение кредитно-денежной политики для стимулирования проседающей экономики — это совсем другое дело, пусть даже ее побочным результатом становится увеличение экспорта.

У еврозоны, Японии и Китая есть масса оправданий для мер монетарного стимулирования. Европейский центробанк слишком долго ждал, не прибегая к мерам смягчения денежно-кредитной политики для борьбы с экономическими бедами региона. Япония все никак не может выбраться из третьей за четыре года рецессии. Китай пытается разобраться со своими проблемами замедления роста и дефляционного давления.

Еще меньше оснований подозревать в торговых мотивах другие формирующиеся рынки, где валютный курс тоже резко падает. Центробанки в России, Бразилии и других странах ведут активную и напряженную работу, чтобы сдержать резкий спад обменных курсов, вызванный сочетанием западных санкций (в случае с Россией), снижения нефтяных цен и озабоченности инвесторов по поводу платежеспособности компаний в расчетах по долгам.

Чтобы проверить, присутствует ли нечестное манипулирование обменными курсами, можно посмотреть на валютные резервы. Обычно манипуляторы скупают иностранную валюту для искусственного снижения обменного курса, и поэтому их резервы увеличиваются. Резервы в Японии, Китае и на большинстве крупных формирующихся рынков остаются без изменений или даже снижаются.

Япония, Китай и основные экономики на формирующемся рынке не занимаются валютными войнами. Курсы валют претерпевают изменения, потому что экономики бывают разными. А фальшивая риторика об экономическом конфликте не только ошибочна, но и опасна. Если она заставит государства ограничить торговлю, от этого пострадают все.

Необходимо более тесное сотрудничество в деле экономической политики. Это снимет часть нагрузки по регулированию с монетарной политики и обменных курсов, требования к которым завышены. Страны постоянно обещают более эффективно координировать свою политику, заявляя об этом на каждом саммите G20, но никогда не выполняют свои обещания. Очень жаль. Но верить ерунде о валютной войне — это еще более грубая ошибка.