Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Грузии активизировались темы, которые, казалось бы, умерли навсегда и их актуализация еще недавно казалась невозможной. При этом подчеркну, что на данном этапе речь идет только о разговорах, без каких-либо конкретных шагов, хотя никто не знает — это просто бесполезная болтовня или зондаж почвы.

В последние месяцы в Грузии снова активизировались темы, которые, казалось бы, умерли навсегда и их актуализация еще недавно казалась невозможной. При этом подчеркну, что на данном этапе речь идет только о разговорах, без каких-либо конкретных шагов, хотя никто не знает — это просто бесполезная болтовня или зондаж почвы. Тема первая — вдруг, откуда ни возьмись — вылезли швейцарцы. Те самые, неведомые никому швейцарцы, которые по идее, должны взять под контроль границы непризнанных Абхазии и ЮО с Россией. Даже если не принимать во внимание сугубо практические факторы, просто произнесите еще раз вслух и послушайте, как это абсурдно звучит — швейцарцы контролируют российскую границу....

Вообще-то когда в 2011 году Грузия и Россия подписывали это соглашение, никто и не планировал, что оно будет реально осуществляться. Правда же в том, что Запад очень хотел, чтоб Россия вошла в ВТО (как выяснилось, совершенно бесполезно), но при этом европейцы и американцы попытались дать грузинской стороне возможность сохранить лицо. В итоге, исключительно для этой цели были придуманы некие коридоры на территории Абхазии и ЮО, и некие благородные швейцарцы, которые должны контролировать передвижение грузов по ним.

Вероятно сейчас американцы и европейцы очень удивляются тому, что кто-то — в частности, нынешнее грузинское правительство — воспринял эти пустые формальные договоренности всерьез, и даже пытается их реализовать. На самом деле идея эта — нереализуема.  Во-первых, как уже было сказано выше, совершенно невозможно себе представить, что русские пустят на контролируемую ими границу каких-то там швейцарцев. Чтоб русский мир — да впустил неизвестно кого, да еще и на собственные нерушимые рубежи? Если это случится, значит мы ничего не знаем о русских.  Во-вторых, можно гарантировать, что абхазы костьми лягут, но никаких швейцарцев к себе не впустят — и не стоит думать, что они сделают все, что им скажут русские. Абхазы вполне способны возражать россиянам, если дело касается их интересов, по крайней мере в том виде, в котором они их понимают.

Ну и в-третьих — представим чудо — и русский мир и абхазы с осетинами проявили неожиданное благородство и впустили на свои священные границы каких-то там швейцарцев. Можете себе представить в какой ситуации они там будут? Да вся Абхазия будет рассказывать анекдоты о наивных европейцах, которые приходят на час провести мониторинг, а потом их аккуратно уводят обратно, куда-нибудь в Пицунду, где они будут жить. Представляете себе, что будет с законопослушными швейцарцами и в какое посмешище их превратят русские — чемпионы мира по изобретению различных хитросплетений и схем для обмана лохов?

Ну и четвертых — даже если все согласятся, даже если если швейцарцы окажутся крепкими орешками, что это меняет для Грузии? Что, теперь некая швейцарская компания может заменить нам пограничников и таможню? Может стоит и на остальных участках сделать то же самое? Разогнать пограничные войска, таможню — какая экономия средств получится! Пусть себе стоят швейцарцы...

Повторю еще раз — соглашение о коридорах было принято вовсе не для того, чтоб его осуществлять — это было всего лишь средство впустить Россию в ВТО, и дать Грузии возможность при этом хоть как-то сохранить лицо. Вторая тема — это железная дорога. Уж казалось бы, все сказано по этому поводу, все что можно. Но нет, разговоры на эту тему то затухают, то разгораются с новой силой. Нет никаких шансов на ее открытие — и дело тут не в расходах, не в том, что для грузинской стороны она имеет второстепенное значение, не в том, что это испортит отношения с Азербайджаном, которые для нас чрезвычайно важны. Дело в другом — переговоры на эту тему могут продлиться минут пять, от силы десять.

Они закончатся сразу же как только встанет вопрос вопросов — где ставим таможню? Любители ползать на карачках перед абхазами, в такой ситуации дают один и тот же ответ — «это технический вопрос, главное — принципиальное соглашение».  На самом же деле невозможно придумать ничего более глупого — называть вопрос контроля над границами страны — техническим. Будто есть что-то важнее него. Нет, дорогие наши любители ползать на карачках — никакой это не технический вопрос, на самом деле — это и есть вопрос вопросов. Где начинается территория Грузии?

Планируете договориться по этому поводу с абхазами? Сделать это очень легко. На это нужно минут пять. Просто признайте, что территория Грузии начинается с Зугдидского района, и согласитесь поставить таможню на Ингури — и тогда все будет замечательно.  Никаких других шансов договориться на эту тему нет. Возлагать в этом деле надежду на швейцарцев — это позорное унижение самих государственных институтов — если государственный контроль может заменить никому неизвестна швейцарская компания — значит у вас нет государства.

К тому же сугубо практический вопрос — в компетенцию гипотетических швейцарцев входит лишь учет поступающих грузов — ни растаможкой, ни другими обязательными приграничными процедурами они заниматься не могут. Да и кто их туда подпустит? Даже говорить об этом смешно..

Ну и последний шедевр мечтательских фантазий на поприще «борьбы за сердца абхазов и осетин» — это строительство некоего «многофункционального торгового центра» возле Ингури. Идея не такая маразматическая, как открытие ЖД, но почти... Реальная ситуация такова, что у такого рода торгового центра может быть только два варианта — он либо не будет действовать вообще, либо будет работать против Грузии.

Любой такого рода рынок имеет смысл только в случае, если он незаконный. Никто сегодня не помнит, что в 2004 году Эргнетский рынок закрыли не сразу, некоторое время его попытались поставить в рамки закона — после чего очень быстро выяснилось, что в рамках закона от него никакого толка нет. Вся фишка этого рынка была в отсутствии налогов и таможенных пошлин, в результате чего продаваемая там продукция была на 10-15% дешевле, чем должна была быть.

В итоге несколько тысяч человек процветали, ездили друг к другу на свадьбы, а страна в это время задыхалась от контрабанды и коррупции.

Только полностью лишенный какого-либо чувства достоинства народ, как совковые грузины, может говорить про эту ситуацию так — «Эргентский рынок нельзя было закрывать, он способствовал дружбе между народами»... Да уж, способствовал. Грузины ездили на свадьбы в Цхинвали... А бюджет Грузии в это время составлял 400 миллионов  долларов. Слишком уж дорогие свадьбы... Уверен, что нынешнему правительству Грузии, которое из-за экономического кризиса и без того не знает, как выполнить свои же социальные обязательства, такое развитие событий — поперек горла. Очевидно, что они пытаются разработать другую модель — не «оттуда сюда», а наоборот «отсюда туда».

Вроде бы для этого есть все основания — и сейчас товары из Грузии активно попадают контрабандным путем в Абхазию... Взять и все легализовать — чем плохо? Однако тут есть своя специфика — это не делается открыто. Ни один абхаз не придет покупать товары на Ингурский мост. Представление, что абхазы будут переезжать границу на своих машинах, покупать товары, загружать их в багажник, и ехать обратно — бесконечно далеки от реальности, и могут овладеть воображением только тех, кто ничего не знает об абхазах. Никто не будет ничего покупать в этом их «многофункциональном» центре.  Торговля между Грузией и Абхазией продолжится в обычном режиме — то есть в виде контрабанды, под покровом ночи, на грузовиках, на специальных купленных маршрутах. Так что все три указанные бредовые идеи — по большому счету неосуществимы.

Напрягает лишь одно обстоятельство — события показывают, что решением абхазских проблем занимается лишь две категории деятелей — либо те, кто в Абхазии бывал только на пляже, а живых абхазов в последние годы видел исключительно на разного рода розовощеких конференциях, либо уроженцы Абхазии, которые под влиянием свой ностальгии и детских воспоминаний напрочь забыли, что никакого братства между грузинами и абхазами нет, и никогда не было...