Петр Порошенко гордится хорошими отношениями с федеральным канцлером. «С тех пор, как я стал президентом, мы встретились 11 раз, провели 60 бесед по телефону, а теперь состоялся первый официальный визит», — отметил президент Украины в понедельник в Берлине.
Порошенко не случайно прибегает к наступлению обаянием: через год российской оккупации полуострова Крым Украина находится на грани финансового коллапса. По расчетам МВФ, в ближайшие четыре года разоренной в результате гражданской войны стране потребуется по меньшей мере 40 миллиардов долларов.
Порошенко, который был принят президентом ФРГ с высшими воинскими почестями, прибыл в Берлин в качестве просителя.
Ведь пакет финансовой помощи в размере 17,5 миллиардов долларов, недавно одобренный МВФ, едва ли может предотвратить банкротство страны. Хотя Меркель (Angele Merkel) не дала Порошено новых обещаний относительно германской помощи Украине, сверх заявленных ранее 500 миллионов евро, допустить полного упадка страны она тоже не хочет. Более того, она отнеслась к нему с «большим уважением», так как он «делает все, для того чтобы претворить в жизнь мирный план, принятый в Минске».
Поэтому Порошенко питает обоснованную надежду на то, что федеральное правительство будет активно продвигать идею предоставления финансовой помощи дорогому другу. По представлениям МВФ, около семи миллиардов недостающих средств должны быть собраны с международных организаций, а также за счет двусторонней помощи других стран. По плану, ЕС предоставит 2,5 миллиарда долларов, а США — 2 миллиарда. Кроме того, необходимы платежи от частных и общественных кредиторов в размере 15 миллиардов долларов.
По словам министра финансов Украины Натальи Яресько, кредиторам «грозит» «комбинация продления сроков кредитов, сокращения купонных выплат и уменьшения основной суммы долга». Россия, напротив, не намерена отказываться от идеи, что до конца 2015 года Украина должна погасить евробонды на сумму три миллиарда долларов.
Украине предстоят трудные переговоры по финансовым вопросам, и дипломатический авторитет канцлера будет для Порошенко незаменим. Поэтому он и заверил Берлин в том, что «мы боремся против коррупции и начали реформу судебной системы».
Эта борьба обязательно должна быть успешной. Канцлер предоставила министру иностранных дел Франку-Вальтеру Штайнмайеру (Frank-Walter Steinmeier) сформулировать, как выглядит красная линия для дорого друга. По словам министра, только при успешном противодействии коррупции Украина может рассчитывать на «полную поддержку» Германии.
Сценарий развития экономической ситуации на Украине, предложенный Экхардом Кордесом (Eckhard Cordes), выглядит удручающе. «Финансовые потребности Украины огромны. Никто в одиночку не может стабилизировать страну — ни МВФ, ни США или ЕС. Они все должны сесть за стол переговоров — русские тоже», — предупреждает председатель Восточного комитета германской экономики.
Президент Петр Порошенко поблагодарил Ангелу Меркель за обещанную финансовую помощь в размере 500 миллионов евро. Однако эта сумма — капля в море. Страна переживает тяжелый экономический кризис: правительство прогнозирует спад экономики на 5,5% в 2015 году. Недавно Центробанк был вынужден поднять ключевую ставку на 10,5 процентных пунктов — до непривычных 30%, — чтобы иметь возможность «обуздать» растущую инфляцию. В прошлом году на 25% выросли цены. Одновременно Киев принял меры контроля оборота капитала, чтобы стабилизировать курс гривны.
На прошлой неделе МВФ принял решение о пакете помощи в размере 17,6 миллиардов долларов. Но потребность в финансах в ближайшие три года - значительно выше. Глава МВФ Кристин Лагард (Christine Lagarde) еще в феврале исходила из того, что необходима сумма 40 миллиардов долларов.
По словам министра финансов Украины Натальи Яресько, кредиторам «грозит» «комбинация продления сроков кредитов, сокращения купонных выплат и уменьшения основной суммы долга». По отношению к рыночной стоимости облигаций, урезание номинальной стоимости (haircut) должна составить 50%. Но и это пока желание, а не действительность. Россия уже заявила о том, что не намерена отказываться от идеи о погашении Киевом евробондов на 3 миллиардов долларов. Кредит должен быть выплачен в 2015 году. В общей сложности Киев должен в этом году вернуть кредиторам около восьми миллиардов долларов. Однако валютные резервы составляют всего лишь около шести миллиардов долларов.
Если Россия не уступит, частным кредиторам придется очень туго. Но игра в покер до сих пор продолжается и в этом вопросе. Под руководством американского фонда Franklin Templeton объединилась группа кредиторов, которых консультирует инвестиционная компания Blackstone. МВФ прогнозирует тяжелые переговоры; по оценкам, возможность достигнуть компромисса находится под «исключительно высоким» риском.
Самая крупная проблема — это, бесспорно, война на востоке Украины, считает МВФ. Даже после заключение перемирия в соответствии с минскими договоренностями не ясно, будет ли мир продолжительным. Если снова начнутся военные действия, например, в районе портового города Мариуполь у Черного моря (так в тексте — прим. пер.), экономике, по мнению отраслевых специалистов, в текущем году грозит обвал. А это сорвет расчеты МВФ.
Нет уверенности и в том, что Украина вообще способна реализовать очень амбициозный план по реформам, разработанный МВФ. Правда, Лагард была впечатлена волей к реформам, демонстрируемой правительством. Однако то же самое имело место и раньше, когда оказывали помощь Киеву. В настоящее время прогресс, очевидно, наблюдается в том, что касается энергетических субсидий, которые должны быть снижены по требованию МВФ. Впрочем, наблюдатели в Киеве опасаются роста социального недовольства, если цены на газ резко вырастут.
Другая перманентная проблема на Украине — это коррупция. В своих программах МВФ подчеркивает обязательный характер условия относительно борьбы с коррупцией. Фонд заявляет о «заметном прогрессе» в этой области: так, Украина создает Антикоррупционное агентство и планирует принять новые законы против отмывания денег. Но МВФ по-прежнему критикует «эндемическую» коррупцию в стране.