Пишу эти строчки днем в понедельник — вроде, президент России должен сегодня встретиться в Петербурге с президентом Киргизии. Думаю, что встреча состоится, и выглядеть Владимир Путин будет свежим и веселым, как ни в чем не бывало. А почему это должно было быть по-другому?!
Вся история с «исчезновением» Путина и тут же возникшими драматичными слухами — довольно странная. Бывали у него и раньше «выпадения» из публичного пространства, а также засекреченные визиты (в Британию, Голландию, Швейцарию — наверняка и куда-то еще…), и проблемы со здоровьем. Однако никогда это не сопровождалось таким шквалом слухов и версий происходящего, причем в максимально широкой амплитуде: от легкого гриппа до предсмертной комы, от рождения очередного внебрачного ребенка до государственного переворота! Насчет гриппа и младенца — почему бы и нет; но вот все остальное — явно из области ненаучной фантастики. И встает закономерный вопрос: с какой стати вся эта карусель закрутилась, и настолько борзо?
Я могу насчитать три версии:
1) Путин действительно взял тайм-аут и это не прошло незамеченным. Причины для уединенного размышления у президента РФ были, и очень весомые: у стен Кремля был нагло застрелен известный оппозиционный политик Борис Немцов. Как вскоре выяснилось, исполнителями убийства, по всей видимости, были чеченские гвардейцы, получавшие ордена из рук самого Путина и охарактеризованные главой республики Рамзаном Кадыровым, как «настоящие патриоты России». Соответственно, перед ВВП ребром встал вопрос: или «сдавать» людей Кадырова (а значит, отчасти и самого своего горного любимца), или дезавуировать деятельность московских силовиков из ФСБ и МВД — что тоже, согласитесь, совсем нелегко… Варианты, как говорится, «оба хуже». Есть над чем задуматься.
2) Не исключая возможности глубоких медитаций президента на вышеозначенную тему, можно предположить и вариант «игры в прятки» с его стороны. Зная профессиональные задатки Путина и его любовь к оперативным интригам, легко допустить возможность небольшой провокации: исчезнуть и запустить дезинформацию, чтобы проверить реакцию — в стране и за границей — на нештатную ситуацию. В самом деле, любопытно: как поведут себя подчиненные, враги, мировое общественное мнение, родной народ (в конце-концов), прослышав, что у начальника, вроде, большие проблемы? Полезное знание.
3) Никакого хитрого замысла не было, а все слухи распространили всяческие внутренние и внешние оппоненты, подловив Владимира в момент нерешительности и тяжких раздумий (см. пункт 1). Зачем им это было нужно, не очень понятно, но, видно, слишком сильно путинским противникам хотелось выдать желаемое за действительное! Понять их можно, хоть мотивация и глупая.
В результате заметалась по мировому медиа-пространству какая-то явная ерунда, но ерунда эта произвела сильное впечатление! Первый же эстонский знакомый, которого я случайно встретил в аэропорту, прилетев из Москвы в пятницу, первым делом спросил: ну что там Путин? И пошло-поехало: расспросы, интервью, комментарии, гадания, смутные надежды…
Из этого нетрудно сделать вывод, насколько желанными и долгожданными для многих стали новости о вероятном «сливании» российского лидера. Зная его характер, легко себе представить, с каким злорадным чувством и внутренне громогласно повторяя свое излюбленное «не дождетесь!!!» Владимир Владимирович явит сегодня себя публике. Но я бы на его месте так не радовался: когда миллионы ждут, что ты сгинешь, их чаяния имеют свойство материализоваться.
А с другой стороны, радость «воскресшего» президента могло бы омрачить и то, что во время «смутной недели» никто — ни функционеры, ни простой народ — не выступил в его поддержку, даже скорейшего выздоровления не пожелал (как это, кстати, даже с Ельциным случалось)… И это кое-что говорит о качестве пресловутых 86 процентов «за Путина». Возможно, информации не хватало или зомбоящик команду не дал, но тем не менее: инициативу подданные не проявили никак!
А вообще с нашим Владимиром Владимирычем, конечно, не соскучишься! Возможно, и популярность его в определенных кругах (скажем, западных радикалов) отчасти связана с тем, что «зажигает» мужик — в отличие от тоскливых европейских и американских бюрократов. Но им-то легко аплодировать издалека неуловимому ковбою… а я все-таки предпочел бы рутинного добросовестного чиновника — но чтобы при нем экономика держалась, народ не зверел и люди не гибли.
От редакции Delfi.ee: возможность комментирования закрыта по просьбе автора.