Мировое сообщество вступило в смутный период. Кризис бушует во всем мире: Россия присоединяет Крым и вторгается на Украину, «Исламское государство» творит насилие на Ближнем Востоке, Китай нарушает государственный суверенитет на море.
Окончание холодной войны и либеральные взгляды в мире
Вихрь различных событий и инцидентов пытается поглотить нас, однако в такой ситуации важно немного отстраниться и рассмотреть происходящее в мире с точки зрения истории, видеть перспективу.
После окончания холодной войны в 1992 году была опубликована работа Френсиса Фукуямы (Francis Fukuyama) «Конец истории», представляющая возможность посмотреть на мир американскими глазами. В тот момент социалистический лагерь развалился, а демократический лагерь одержал окончательную победу. В связи с этим многие утверждали, что история противостояний и войн завершилась.
С этими утверждениями в своей работе «Раздор между народами» (2008), посвященной ситуации в постсовременном мире, как бы согласился и британский дипломат Роберт Купер (Robert Cooper).
Развитие ЕС после подписания Маастрихтского договора и глобализация лишь укрепляли специалистов в этом мнении. В развитых западных странах, включая Японию, идеи о новом, постсовременном мире пользовались большой популярностью.
Идея постсовременного мира состоит в следующем: 1) противостояние государств и межнациональные конфликты рассматриваются как нечто присущее современному миру; 2) в постсовременную эпоху и период глобализации государство и суверенитет становятся пережитками прошлого; 3) в прошлое уходит и традиционная, опирающаяся на государство и армию система обеспечения безопасности, которую воспевали реалисты.
В будущем основой межгосударственных отношений станет мораль, международные проблемы будут решаться путем переговоров и в соответствии с международным правом. Решающее значение будут иметь такие международные органы, как Международный Суд.
Такие мысли и идеи появлялись и в прошлом, но они исчезали перед лицом реальной международной политики. Например, уже после Первой мировой войны был создан международный союз, который воспевал гармонию во всем мире. Тем не менее, всего через 20 лет разразилась Вторая мировая война. После окончания этой войны Версальская система была признана неполноценной, и страны создали для поддержания мира и безопасности ООН. Через некоторое время возникла холодная война, урегулировать которую ООН не могла. У организации не получилось заменить государство.
После окончания холодной войны прошло 20 лет. Текущая обстановка в международной безопасности отражает реальность, в которой возникают конфликты и войны с применением силы и использованием традиционных представлений о государстве и государственном суверенитете.
То есть все указывает на то, что эпоха постсовременного мира еще не наступила, что полностью отрицает «окончание истории» и «раздор между народами».
Я не собираюсь отрицать то, что развитые страны Запада, включая Японию, вступили в постсовременную эру.
Тем не менее, либеральные взгляды, которые игнорируют существование Китая, России, Южной Кореи и стран АСЕАН, которые все еще находятся в современном периоде, и стран Африки и Ближнего Востока, которые существуют в средневековье, не выдерживают проверки историей.
Предупреждение со стороны истории образа жизни цивилизаций
Работа бывшего профессора Киотского университета Тадао Умэсао (Tadao Umesao) «История образа жизни цивилизаций» (1967) и сейчас оказывает огромное влияние на наши умы.
Ученый предложил новую модель мира, которая строится на образе жизни цивилизаций, а не на традиционном разделении мира на Восток и Запад.
Профессор изобразил мир в форме овала. Восточное и западное окончание овала были включены в «Первый регион». Оставшуюся часть он назвал «Вторым регионом».
Таким образом, Япония и западная Европа оказались в «Первом регионе». Страны китайской, индийской, русской и исламской цивилизаций профессор включил во «Второй регион».
«Первый регион» ушел от насилия и разрушения, которые присущи кочевым народам, живущим в пустынных областях. В странах этого региона благодаря сравнительно стабильному общественному порядку сформировалась буржуазия. В результате возник капитализм. Появилась высокоразвитая цивилизация.
Исторические пути, по которым прошли Япония и западная Европа, очень схожи между собой. В их истории можно обнаружить множество параллелей. Географически Япония расположена на Дальнем Востоке, однако с точки зрения образа жизни цивилизации она является «Дальним Западом».
При этом народы «Второго региона» склонны к завоеваниям и разрушениям. История знает немало таких примеров. Ни в одной из стран этого региона не было стабильной феодальной системы.
В результате этого на протяжении долгого времени сохранялась диктаторская власть, буржуазный класс не сформировался, что привело к отсутствию капитализма. Этот регион не смог развиваться в качестве зрелой цивилизации.
Кроме того, «Второму региону» присуще существование в форме крупных империй. Взгляните на китайский, индийский, русский или исламский мир с их странами-спутниками (колониями).
Цивилизации, которые формировались долгие годы под влиянием национальных особенностей и различных трений с соседями, не склонны к простым переменам, поскольку образ жизни живущих там людей стал их ядром.
В настоящее время Китай, где император долгое время обладал неограниченной властью, является авторитарным государством, которым управляет только одна партия — Коммунистическая. КНР отвернулась от свобод, демократии, прав человека и власти закона. Так же и Россия, веками находившаяся под властью царя, после развала СССР попыталась встать на демократический путь, однако вернулась к авторитарной системе.
С приходом к власти Владимира Путина эта тенденция усилилась. И народ принял это с радостью.
В исламском мире много стран, которые никак не примут форму государства. Из-за этого этот регион является «мировым пороховым погребом». Конфликты там не утихают. Он постепенно превращается в мир терроризма. «Исламское государство», исповедующее фундаментализм, несет там насилие и разрушения.
Единственным исключением является индийский мир. С 1858 по 1947 годы, почти целый век, Индия являлась британской колонией. В стране развернулось мощное антибританское движение за независимость, в результате чего Индия стала самым большим в мире демократическим государством. Ей удалось выйти из «Второго региона». И индийский народ помнит о том, что Япония оказала определенную помощь народному движению за независимость.
Но не прошло и 20-ти лет после окончания холодной войны, как другие страны этого региона пошатнули мир, стали главными действующими лицами периода смуты.
«История образа жизни цивилизаций» как бы предупреждает развитые страны «Первого региона» о том, что их прогнозы, связанные с тем, что страны «Второго региона» стоят на пороге постсовременного мира, слишком оптимистичны.
В мире существуют не только Япония и развитые страны Запада, но и другие государственные системы и другие цивилизации. Мерить их одним мерилом попросту опасно.
Поэтому Японии необходимо внимательно следить за действиями двух соседних сверхдержав: России, которая активизировала свою деятельность на Востоке в соответствии с новой евразийской стратегией, и Китая, который озабочен своими региональными интересами.
Легкомысленность развитых стран привела к мировому хаосу
Нет сомнений в том, что Россия переиграла НАТО в истории с присоединением Крыма. Она направила туда спецназ и добровольцев без знаков отличия, которые захватили важные правительственные учреждения.
Кроме того, Россия развернула регулярные войска на границе с Украиной, тем самым оказав на нее давление, и одновременно начала вести информационную, а также кибервойну, совместив эти действия с экономическими угрозами. Также она под флагом «самоопределения» провела на Крымском полуострове референдум, присоединив территорию в одностороннем порядке.
Впоследствии такие действия стали называть «гибридной войной» или «теневой атакой».
НАТО, которая готовилась к атаке регулярных войск, была неожиданно атакована с применением новой боевой тактики. В результате организация пришла к выводу о том, что необходимо применять соответствующие ответные военные меры и военную тактику. Другими словами, НАТО не ожидала от России подобных действий. Весь мир узнал о неподготовленности Альянса.
Пример присоединения Крыма и военного вторжения на Украину, когда, оказывая давление при помощи ядерных сил и регулярных войск, различные группировки, незаметно пересекающие границу, использовались в качестве эффективного военного средства, окажет серьезное влияние на дальнейшую судьбу оборонной сферы. Если Япония тоже забудет о том, что Китай или КНДР способны вести ассиметричную войну, государство может оказаться в сложной ситуации.
Как видно из Грузинской войны 2008 года или украинского кризиса, Россия старается обеспечить себе буферную зону вдоль границы. Предполагается, что президент Путин, считающий, что бывшие советские территории находятся в его сфере влияния, стремится к тому, чтобы восстановить сильную Россию, объединив бывшие советские республики вокруг себя под флагом «самоопределения».
Эксперты также указывают на то, что ответственность за рост влияния ИГИЛ лежит на США. Вашингтон попытался искоренить угрозу при помощи демократизации, ради борьбы с терроризмом развязал войну в Ираке, однако потерпел неудачу. Наблюдатели отмечают, что было ошибкой требовать демократизации по западному типу. Когда сирийский лидер Башар Асад применил химическое оружие, США засомневались, использовать ли им силу. Это привело к осложнению и ухудшению ситуации, а также к хаосу на Ближнем Востоке. Кроме того, из-за угрозы распространения терроризма дестабилизировалось все мировое сообщество.
ИГИЛ было сформировано вокруг остатков партии БААС и суннитов, которых лишили власти во время Иракской войны. Теперь организация сражается за пределами Сирии. Она собирается возродить халифат, которым являлась Османская империя, простиравшаяся от Азербайджана до Марокко и от Йемена до Чехословакии.
В 70-х годах Китай начал переговоры с СССР о демаркации границ, а в 80-х стал активизировать свою деятельность на море. Несмотря на то, что США опасаются усиления военной мощи Китая, которое последует за быстрым экономическим ростом, они отдают приоритет экономическим перспективам. В связи с этим Вашингтон в отношении Пекина проводил политику, которая строилась на двух основных принципах: 1) включение Китая в глобальную систему, 2) в международном сообществе Китай обязан играть важную роль в качестве ответственной сверхдержавы.
Однако КНР не понравился план США. Она сосредоточилась на возвращении утерянных территорий, а также на «великом восстановлении китайской народности». Для достижения этих целей уже почти на протяжении полувека Китай за счет силы пытается изменить статус-кво в Восточном и Южно-Китайском морях.
Более того, КНР стремится распространить свое влияние до Индийского океана и поменять сложившийся мировой порядок, во главе которого стоит Запад, на мировой порядок китайского типа.
Нынешний хаос в мире, свидетелями которого мы являемся, стал результатом запутанной международной ситуации, однако я вынужден признать, что одной из основных причин стало то, что после окончания холодной войны развитые страны Запада не смогли попрощаться с идеями о постсовременном мире.
Мир, которого так ожидало человечество, породил легкомыслие.
Возврат к реализму
За последние 25 лет военный бюджет Китая вырос в 33 раза. За последние десять лет — в четыре раза.
Но официальный бюджет является всего лишь частью реальной суммы, которая расходуется на военные нужды. По информации США, реальная цифра превышает официальную в два-три раза.
В России, которая проиграла в холодной войне, восстановление экономики шло капиталистическим путем, однако это сыграло с россиянами злую шутку, в результате чего российская экономика заметно пошатнулась. Особенно она пострадала в 1998 году после валютного кризиса в Азии. Вместе с тем после того, как в 2003 году начали расти цены на нефть, экономика РФ начала восстанавливаться. Россия стала возвращаться к государственной модели управления экономикой, намереваясь резко укрепить военную мощь.
Если рассмотреть изменения в военных расходах развитых стран, России и Китая за последние десять лет, то отчетлива видна разница в подходе.
В особенности это касается Японии. После окончания холодной войны она, наряду с развитыми странами Запада, провозгласила политику «дивидендов от мира», в результате чего произошло одностороннее сокращение военных расходов — яркий контраст с политикой Китая (и России в последние годы). Возможно, Япония действительно ощутила наступление постсовременной эпохи. Или же, может быть, правительство и министерство финансов воспользовались этими идеями для оправдания сокращения оборонных расходов.
История уже не раз демонстрировала, что подход к миру с точки зрения либеральных ценностей бессилен перед лицом реальности. Скорее наоборот, он таит в себе опасность, которая может разрушить хрупкий мир.
Мир достигается и поддерживается на основе реализма, который рассматривает мировое сообщество с точки зрения силовых взаимоотношений. Для его поддержания нужно прилагать постоянные усилия. От Японии и развитых стран Запада требуется возвращение к подобному образу мыслей.
Из-за китайской угрозы Япония оказалась перед лицом самой большой опасности со времен Второй мировой войны. Для того, чтобы устранить эту угрозу, важно создать такую оборонную систему, при которой Япония сможет защитить себя сама. Слабые места необходимо компенсировать за счет сотрудничества с США. Кроме того, следует углублять стратегическое партнерство не только с Австралией или Индией, но и с Тайванем, а также странами АСЕАН: у всех этих стран существует одна общая проблема.
Также необходимо продемонстрировать Китаю нашу решимость. Показать, что мы готовы применить силу. С точки зрения реализма решимость важна в любые времена.
Единого мирового правительства не существует. В центре мирового сообщества, которое по сути является анархическим, находятся силовые взаимоотношения. Для обеспечения безопасности государству надо полагаться на собственные силы.
Это реальность, которую невозможно отрицать. Оборонная политика, которая исходит из либерально-оптимистического взгляда на мир, может поставить страну и народ перед лицом опасности. Расслабленность является одним из самых опасных врагов.