Чтобы понять, насколько ослабло стремление ЕС к сохранению санкций против России, далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть на кремлевский список гостей Владимира Путина.
В феврале российского лидера навестил президент Кипра Никос Анастасиадис (Nicos Anastasiades), давший российскому флоту разрешение использовать порты Кипра. В марте в Москве побывал итальянский премьер-министр Маттео Ренци, которого Путин назвал «привилегированным партнером». Следующим гостем Кремля должен стать греческий премьер-министр Алексис Ципрас, которого ждут в Москве в апреле.
Эти три страны, а также Венгрия, Словакия, Австрия и Испания с большой неохотой поддержали экономические санкции, введенные против России в знак протеста против ее вмешательства в дела Украины. Поскольку сейчас на востоке Украины установилось шаткое перемирие, антисанкционный блок даст о себе знать на саммите Евросоюза, который начнет работу в четверг в Брюсселе.
«Скорее всего, в итоге они не согласятся на продление санкций и будут откладывать принятие решения до самого последнего момента перед истечением срока действия санкций», — заявил по телефону бывший британский дипломат Иэн Бонд (Ian Bond), ныне работающий в лондонском Центре европейской реформы (Centre for European Reform).
В марте прошлого года, когда Россия присоединила Крым, страны ЕС прекратили торговые и визовые переговоры с Россией и начали составлять черные списки российских политиков и военачальников. В январе 2015 года решение о заморозке активов и запрете на выдачу виз этим людям продлили на шесть месяцев.
После того, как в июле в небе над восточной Украиной был сбит пассажирский самолет Малайзийских авиалиний, были введены более обширные ограничения, включая запрет на финансирование крупных российских банков и на продажу сырьевой российской экономике оборудования по разведке и освоению энергетических месторождений. Срок действия этих мер «третьего этапа» истекает в июле.
Европейские ястребы
Сторонников продления этих мер возглавляет Польша, прибалтийские страны и Британия. Они считают человеком из своего лагеря председательствующего в ЕС и на саммите экс-премьера Польши Дональда Туска. Но ястребы уже пошли на попятную: если раньше они требовали продления санкций на год, то теперь настаивают на пятимесячной пролонгации до конца 2015 года.
«В какой-то момент следует принять решение — на наш взгляд, о продлении санкций до конца года», — заявил в понедельник в ходе интервью на встрече европейских дипломатов в Брюсселе литовский министр иностранных дел Линас Линкявичус.
Но и это вряд ли. По крайней мере, на этом саммите такое решение не будет принято. Для продления санкций требуется согласие всех 28 стран-членов ЕС, и в этих условиях скептики будут тянуть время, разрабатывая политику по своему усмотрению, а в крайнем случае наложат вето. Новое правительство Греции, например, в январе выразило свое недовольство расширением черных списков, хотя в итоге согласилось.
«Никакого давления»
Следующий саммит, намеченный на июнь, «это подходящее время для принятия такого решения», сказал в понедельник министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак (Miroslav Lajcak). «На нас не оказывается никакого давления, а поэтому мы не согласны с тем, что санкции необходимо продлевать сейчас».
Центристскую позицию занимает канцлер Германии Ангела Меркель, которая во время долгового кризиса еврозоны проявила себя как самый сильный и влиятельный европейский лидер. У Меркель налицо конфликт приоритетов: она хочет продемонстрировать твердость и решительность по отношению к России, и в то же время, сохранить некое подобие европейского единства.
Украина видит в Меркель гаранта непрочного перемирия, о котором она и французский президент Франсуа Олланд договорились в феврале с Путиным.
«Отношения между Германией и Украиной никогда не находились на столь высоком уровне», — заявил в понедельник в Берлине на совместной пресс-конференции с Меркель украинский президент Петр Порошенко.
Европейский лагерь сторонников жесткой линии указывает на то, что Россия должна передать контроль над границей обратно Украине, и говорит, что до этого времени санкции необходимо сохранить.
Прагматизм Германии
Германия занимает прагматичную позицию, заявил в понедельник старший вице-президент фирмы Teneo Intelligence Карстен Никел (Carsten Nickel). «По мнению Германии, если перемирие сохранится, шансы на ослабление санкций существенно увеличатся».
Отмена ряда санкций не означает, что они будут сняты полностью, ведь это классическая формула европейского компромисса. В будущем возможно «снижение интенсивности» санкций в ответ на частичное соблюдение условий прекращения огня, о чем во вторник в Париже заявили французские официальные лица.
«Похоже, что уверенность антисанкционного лагеря усиливается», сказал по телефону аналитик из брюссельского Центра европейских политических исследований (Centre for European Policy Studies) Стивен Блокманс (Steven Blockmans). Он отметил, что ужесточение санкций может произойти в том случае, если при поддержке России начнется наступление вглубь украинской территории.