Председатель Европейского совета, историк по образованию, предостерегает от опасности, которая все более ощущается в Европе и заключается в непреднамеренном выходе Греции из еврозоны. «Мы должны предотвратить столь идиотский сценарий, как выход Греции из еврозоны. Слишком много событий в европейской истории произошли из-за недопонимания», — считает Дональд Туск, имея в виды обстоятельства, которые привели к Первой мировой войне. Греческий кризис остается в последние недели в центре внимания ЕС, заявил в прошлую пятницу Туск в интервью шести европейским СМИ, включая El País.
Председатель Европейского совета описывает ситуацию в достаточно драматичных тонах: «Последствия для Европы будут носить не только финансовый характер, это будет самый драматичный эпизод в истории ЕС. Поэтому мы должны помочь Греции. Для меня это совершенно очевидно». Помимо вопросов оказания финансовой помощи и экономического положения Греции, Туск говорит о том, что в этом вопросе преобладают эмоции. «Мы должны избегать какого-либо унижения. Достоинство и унижение играют большую роль в политике». Бывший премьер Польши имеет в виду вопрос о немецких репарациях Греции и другие непростые темы. Вы считаете, что Грецию унижают? «Нет, — быстро отвечает он, — но я знаю, что многие греки чувствуют себя сейчас униженными». Туск уверяет, что занимает одинаково жесткую позицию по отношению ко всем вовлеченным сторонам, но при этом признает, что его особенно возмущают некоторые заявления Греции. «Я могу понять немецких политиков, поскольку именно они в большинстве случаев являются объектом нападок».
Председатель Европейского совета говорит доступным языком, без свойственной другим еврочиновникам политкорректности. «Я уже говорил об этом Ципрасу: если тебе нужна помощь, перестань шутить. Если тебе нужны миллиарды евро, то ты не можешь ежедневно оскорблять тех, кто может оказать тебе помощь. Это контрпродуктивно», так, по его словам, он заявил греческому премьеру, которого характеризует как «спокойного и любезного человека».
Туск был премьером Польши с 2007 по 2014 год, и именно она стала единственной европейской страной, избежавшей экономического спада. Сейчас перед ним стоят совершенно иные задачи, чем у его предшественника Хермана Ван Ромпея. Заняв должность, которая предполагает прежде всего поиск компромисса между странами ЕС, а не выдачу указаний относительно того, каким путем они должны следовать, польский политик стал проводить свой собственный курс.
Противостояние с Россией, которое поддерживают не все государства-члены ЕС, наглядно подтверждает направленность политики Туска, который вступил в должность в декабре прошлого года и сразу же активно занялся украинским конфликтом. Пресса, с которой он общается редко, сообщает о его встречах с президентами Украины, Грузии и Молдавии. Неделю назад Туск встречался с президентом США Бараком Обамой, пообещав ему единство Европы перед лицом российской угрозы.
«Мою роль определяют обстоятельства. И здесь важен не только мой настрой. Я не могу делать вид, что на Украине или в Ливии все обстоит благополучно», — заявляет Туск. Председатель Европейского совета признает, что его не устраивает формат участников минских переговоров, где одними из ключевых фигур были канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд, а ЕС официально представлен не был.
Это оправдывают практическими доводами: «Пока Меркель и Олланд будут выступать в едином ключе, возможно, что и у ЕС будет единая позиция». «Я знаю, что то, что они предложат, будет принято как литовцами, так и греками», — говорит он, приводя в качестве примера две противоположные позиции: сторонников жесткой линии в отношении Москвы и тех, кто выступает за диалог.
Однако этот прагматизм вовсе не скрывает полного недоверия к политике президента РФ Владимира Путина. «Без давления совершенно невозможно выполнить минские договоренности (о прекращении огня). Я не приемлю тезиса о том, что мы должны поверить в добрую волю России. Когда я слышу, что мы должны поверить в добрую волю Путина или сепаратистов, это либо наивность, либо лицемерие», — отвечает он сторонникам переговоров с Москвой ради разрешения украинского конфликта.
Эта возможность оказывать давление на Кремль, по мнению Туска, является ключевым моментом минских соглашений, причем не оговоренные в них условия отвода тяжелой артиллерии или децентрализации власти в стране. А давление невозможно без политики санкций, которая стала наиболее наглядным проявлением единства ЕС до настоящего времени, хотя не все страны уверены в ее результатах. «Европа должна быть готова продолжать политику санкций до того момента, пока минские соглашения не будут полностью выполнены», — подводит итог польский политик. Это значит сохранять действие санкций, которые наносят ущерб в том числе и европейской экономике, не особенно задевая американскую. По крайней мере, пока Киев восстановит контроль надо всей территорией страны (за исключением Крыма, о котором пока не говорят, чтобы не осложнять выполнение договоренностей).
Туск приводит еще один весомый аргумент, чтобы сохранять бдительность в отношении России: это отношения с Вашингтоном, которым он придает такую же важность, как и отношениям между странами ЕС в этой области. «Поговорив с Обамой, которого нельзя назвать ястребом, а скорее наиболее умеренным американским политиком в том, что касается санкций, становится ясным, что если Европа откажется от санкций, это станет критическим моментом в отношениях между США и Европой», предупреждает он.
Касаясь ливийского кризиса, Туск признает, что не очень хорошо информирован, но заявляет о том, что весьма скоро направится в этот район вместе с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини. Это будет первая совместная поездка двух должностных лиц, чьи задачи иногда пересекаются. «Возможно, наши взгляды иногда расходятся, но мы доверяем друг другу», отмечает он. Туск сразу же предостерегает от опрометчивой военной операции в Ливии через четыре года после уже проведенной НАТО. Но и не исключает ее: «Я совершенно убежден в том, что нам нужна хорошо продуманная и подготовленная операция. Но перед ее проведением мы должно четко понять, что мы хотим получить в результате возможной интервенции», подчеркивает он.
Преодолев проблемы с английским языком —до назначения на должность председателя Европейского совета он изъяснялся на нем с большим трудом, — Дональд Туск проявляет большую готовность к публичным выступлениям. Он отмечает, что теперь стал лучше понимать смысл своей нынешней должности, не скрывая при этом тоски по тем полномочиям, что были у него раньше. «В Польше премьер министр обладает реальной властью, и я никогда не тратил часы на обсуждение вопросов со своими коллегами», — шутит Туск во время беседы с журналистами, которых пригласил на завтрак в свой рабочий кабинет. Сам председатель Европейского совета во время завтрака так ничего и не съел.