Нынешнее падение процентных ставок банковского кредитования во многих странах почти до нулевого показателя свидетельствует о том, в каком кризисе сейчас находится мир. Ничего подобного мы еще не видели. Банковская система основана на положительном значении реальных процентных ставок. Что же произойдет, если хранение денег в банке перестанет быть выгодным?
Что будет со всеми пенсионными фондами, которые предполагают получение прибыли за счет положительного значения реальных процентных ставок? Если люди перестанут быть уверенными в том, что им выплатят их пенсии, что тогда будет с уровнем доверия в мире в целом? В политической сфере доверие между ведущими игроками также подорвано. Соотношение сил в мире значительно изменилось — теперь никто не принимает единоличные решения.
Так пропало доверие
Послевоенное время характеризовалось доминирующей ролью США и их стремлением к лидерству. Основой мировой экономики был стабильный американский доллар. Вашингтон гарантировал всем, кто владел долларами, возможность их обмена по фиксированному курсу, привязанному к золотому стандарту. Эта система была прозрачной.
Следствием отрицательного бюджетного баланса и высокой инфляции в США стал их отход от политики привязки курса доллара к золотому стандарту. После этих изменений всё начало строиться лишь на доверии, а не на измеряемых величинах. Однако несколько финансовых кризисов и различные скандалы привели к тому, что отношения в мире теперь базируются на чем-то другом, но далеко не на доверии.
После распада Советского Союза всем стало ясно — осталась лишь одна супердержава. Многие посчитали, что мир вступил в эпоху «Пакс Американа». Но международные отношения изменились очень быстро. Россия начала подниматься на ноги, Китай — уверенно расти. Бразилия, ЮАР и Индия показали, что с ними нужно считаться. Усилились амбиции Ирана в регионе Персидского Залива и на Ближнем Востоке.
Никто не принимает решений
Мир трансформировался из однополярного в многополярный. Кто-то может даже сказать, что на сегодняшний день вообще отсутствуют какие-либо «полюса», потому что ни один игрок на международной арене не является достаточно сильным для принятия единоличных решений. Сейчас все делают ставку на объединение в блоки. Эта тенденция отчетливо прослеживается в Совете Безопасности ООН.
Доверие между ведущими игроками было подорвано в результате их же собственных действий.
Вторжение США в Ирак, обоснованное необходимостью уничтожения там ядерного оружия и построения демократического общества, подорвало к ним доверие. В Ираке не было никакого ядерного оружия. Весь смысл разговоров о демократии и защите прав человека был утрачен, когда вскрылись факты пыток и унижения заключенных в тюрьме Абу-Грейб. «Аль-Каида» и другие подобные группировки в своей пропаганде педалируют тему незаконного нахождения военнопленных в тюрьме Гуантанамо.
Натовские бомбардировки Ливии привели к тому, что страна, по сути, оказалась полностью разрушена. Россия, в свою очередь, почувствовала себя обманутой. Москва утверждала, что действия стран НАТО вышли далеко за рамки, установленные СБ ООН. В результате операцию нельзя назвать успешной. Оружие распространилось по всему региону. Террористические группировки получили новую подпитку. Только в Европу бежало 170 тысяч чел.
Синдром «мы должны что-то сделать»
Интервенция НАТО в Ливию также стала иллюстрацией еще одной проблемы международных отношений — синдрома «мы должны что-то сделать». Необходимость что-то делать быстро, чтобы поспеть за динамикой освещаемых СМИ трагических событий, приводит к тому, что зачастую совершаются ошибки. Таким образом, действия обычно становятся реакцией на события, а не определяются тем, насколько они эффективны.
Политика России на Украине также посеяла семена недоверия. Изменение границ с помощью силы зародило не только подозрения и страх — то, каким образом это произошло, привело к возникновению глубокого кризиса доверия. Сначала Москва отрицала, что российские солдаты принимают участие в конфликте. В тот момент, когда это уже невозможно было отрицать, были просто представлены другие объяснения. Чему же верить в следующий раз?
Вопрос заключается в том, возможно ли каким-то образом преодолеть этот кризис доверия. Содействие мирному процессу на Украине и решение иранской ядерной проблемы, возможно, предоставят механизмы, которые позволят великим державам восстановить доверие друг к другу.
Вооруженное противостояние может начаться вновь
Что касается Украины, то Минские договоренности от 12 февраля, подготовленные министрами иностранных дел Германии, Франции, России и Украины, представляют собой единственную реальную платформу для урегулирования этого кризиса. Эта платформа должна быть использована.
Похоже, что первые пункты Минских договоренностей — о прекращении огня и отводе тяжёлых вооружений — соблюдаются. Тем не менее, если не воплотить в жизнь остальные пункты соглашения, вооруженное противостояние может начаться вновь, что приведет к катастрофическим последствиям. Предстоящий процесс будет весьма непрост и предполагает децентрализацию власти и проведение выборов на Востоке страны. Эти преобразования должны быть закреплены в Конституции. Таким образом, необходимо провести конституционную реформу, что будет способствовать достижению согласия внутри страны насчет того, каким государством Украина хочет стать в будущем.
Минский процесс предоставляет шанс для объединения и консолидации страны. Он может стать основой для проведения реформ, которые на деле обеспечат разделение властей, возникновение независимых судов и парламента, а также свободной прессы, что является единственным способом победить коррупцию и возродить доверие друг к другу как внутри страны, так и за ее пределами.
Платформа для доверия
Сегодня я направляюсь в Киев, чтобы представить второй План действий Совета Европы по Украине. Он предполагает выделение стране 300 миллионов норвежских крон (36 миллионов долларов) и оказание содействия в проведении конституционной реформы и преобразовании судебной системы. Совет Европы является ведущим мировым экспертом в этих сферах, а Россия и Украина имеют равные юридические обязательства перед ним.
Европейские ценности и институты, которые в свое время заложили базу для установления мира на европейском континенте, могут и сейчас стать платформой для восстановления доверия.
Создание национальных Вооруженных Сил является важным элементом консолидации украинского независимого государства. Все независимые государства обладают правом на оборону, такое право должна иметь и Украина, но для этого ей не обязательно форсировать вступление в НАТО. По этому вопросу необходимо наладить лучшее взаимопонимание между Россией, Европой и США, что также будет способствовать восстановлению хотя бы минимального уровня доверия между ними.
Переговоры по иранской ядерной программе могут стать еще одним процессом, способствующим восстановлению доверия на международной арене. Еще шесть лет назад считалось, что единственный способ перекрыть путь Ирану к атомному оружию — это бомбардировки атомных объектов в стране. Сейчас мы все более четко видим, какие катастрофические последствия мог иметь такой подход — действия без переговоров и мандата ООН.
Самое важное событие за многие годы
Заняв пост президента США, Барак Обама заявил, что хочет протянуть руку Ирану. Президент Хасан Рухани ответил на этот жест. Начало переговоров по этому важному вопросу, кажется, стало важнейшим событием за долгие годы, ослабив конфронтацию мирового сообщества с Ираном. Альтернативным развитием событий могла бы быть новая гонка атомных вооружений. Успехи на этом направлении станут свидетельством того, что великие державы могут достичь чего-то с помощью совместных усилий. Это в свою очередь будет означать восстановление доверия, что может положительно сказаться на ситуации в Сирии и Ливии и открыть новые возможности для противостояния Исламскому государству.
Риск велик в случае, если работа по этим направлением завершится провалом, однако она открывает возможности для великих держав действовать в соответствии с обязательствами, закрепленными в Уставе ООН — Совет Безопасности несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Особенно об этом следует помнить его пяти постоянным членам.
Турбьёрн Ягланд — Генеральный секретарь Совета Европы.