Берлин — На протяжении последних как минимум 12 месяцев ни одна встреча глав государств и правительств стран-членов Европейского Союза не обходилась без темы российско-украинского конфликта. Не станет исключением и предстоящий 19-20 марта в Брюсселе саммит ЕС.
Среди вопросов, которые собирается обсудить со своими коллегами канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel), например, такие: энергетическая безопасность Европы, подготовка к саммиту стран «Восточного партнерства» 21-22 мая в Риге, положение на Украине, ход реализации минских договоренностей, санкции против Кремля, а также приближенных к нему лиц и коммерческих структур.
Продлить или отменить санкции?
На такой вопрос в разных странах ЕС отвечают по-разному. Одни предлагают еще до истечения срока действия санкций, введенных на один год, принять политическое решение об их продлении с тем, чтобы побудить Москву активнее содействовать реализации минских договоренностей. Другие, напротив, считают целесообразным смягчить санкционный режим в качестве своего рода «поощрения» за исполнение хотя бы отдельных положений подписанного в белорусской столице 12 февраля комплекса из 13 мер по снижению напряженности и урегулированию положения на востоке Украины.
Канцлер ФРГ не поддерживает ни тот, ни другой вариант. Берлин не очень удовлетворен ходом реализации Минска-2, видит риск его срыва, но уже сейчас, упреждая возможную повторную эскалацию ситуации, продлевать санкции не считает нужным. «Для нас мерило — это ход выполнения минских договоренностей», — говорят в ведомстве федерального канцлера и обращают внимание на то обстоятельство, что, например, девятый пункт — «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта» — должен быть реализован только к концу текущего года.
Соответственно, в конце 2015 года и надо будет, с немецкой точки зрения, принимать решение по санкциям. Для официального Берлина «решающее политическое значение имеет привязка срока действия санкций к выполнению участниками конфликта взятых на себя в Минске обязательств и демонстрация их взаимозависимости».
Трещины в ЕС?
При этом сюрпризов со стороны партнеров по ЕС в правительстве ФРГ не ожидают. Несмотря на всевозможные дискуссии и сомнения в сплоченности стран Евросоюза, до сих пор все решения по санкциям принимались его участниками единодушно, и в ведомстве федерального канцлера не видят признаков, которые бы свидетельствовали о появлении трещин в политике ЕС по отношению к России.
В Берлине, разумеется, принимают к сведению попытки Москвы выстроить «особые» отношения с некоторыми государствами ЕС. Но, например, посулы отменить российское эмбарго на импорт продовольствия из отдельных европейских стран в правительстве ФРГ расценивают как вынужденную меру Москвы, поскольку поиск альтернативных поставщиков оказался сложнее, чем там думали. А оперативное импортозамещение отечественными производителями вообще невозможным, что привело к резкому скачку розничных цен на продукты питания.
Знают здесь, конечно, и о предстоящем в апреле визите в Москву нового премьер-министра Греции Алексиса Ципраса. Но уже в ближайший понедельник Ципрас будет у канцлера ФРГ, и при всей сложности сегодняшних отношений между Берлином и Афинами у Германии — экономически самой мощной страны ЕС — есть, разумеется, убедительные аргументы на переговорах с ним.
На пути к общеевропейскому рынку газа
Тема энергобезопасности будет обсуждаться на саммите в Брюсселе также с учетом избирательного подхода России к европейским покупателям ее энергоносителей, будь то газа, нефти или топливных стержней для действующих или будущих атомных электростанций.
С точки зрения Берлина, которую разделяет и брюссельская Еврокомиссия, соглашения на этот счет — и между коммерческими предприятиями, и межгосударственные — должны непременно соответствовать принятым в ЕС правовым нормам.
«У комиссии ЕС, к обязанностям которой относится и обеспечение честной конкуренции, — говорят в ведомстве федерального канцлера, — должна быть, разумеется, возможность проводить на этот счет проверки, пусть и не вывешивая некоторые коммерческие тайны на свой сайт в интернете».
Второе направление в этой сфере — превращение газотранспортных систем отдельных стран ЕС в единую сеть. Главное при этом, указывают в Берлине, соединить между собой национальные трубопроводы между странами Западной и Восточной Европы, а также между самими восточноевропейскими странами, что позволит на деле создать один единый общеевропейский газовый рынок.
«Именно такой реально функционирующий рынок, — поясняют советники канцлера, — по которому газ сможет поступать в разных направлениях, в конечном счете приведет к выравниванию цен на всем пространстве ЕС, поскольку начнет действовать механизм исключительно рыночного ценообразования». Очевидно, что в таком случае Россия лишится возможности устанавливать для одних покупателей завышенные цены на свои энергоносители или «подкупать» других щедрыми скидками.