Калуга. — Когда шесть лет назад здесь открылся пафосный стейк-хаус в американском стиле Black Bull, это событие стало символом того, что российский провинциальный город пришел к успеху.
Сейчас ресторан готовит новое меню с учетом новых реалий. Американских и австралийских говяжьих стейков больше не подают, поскольку они попали под введенные Россией ответные санкции. Нет в меню ни дорогого импортного утиного мяса, ни фуа-гра, которые когда-то венчали салаты из рукколы. Шеф-повар Юрий Скоринов говорит, что теперь будет подавать стейки из Уругвая, российскую утку и сыр бри местного производства — поджаренный, чтобы скрыть его происхождение.
В Калуге — как впрочем, и по всей стране — зарождается новая экономическая реальность. Падение цен на нефть и экономические санкции, введенные из-за конфликта на Украине, повысили вероятность наступления рецессии. В прошлом году впервые за годы пребывания у власти Путина было зафиксировано снижение фактического годового чистого дохода. Как заявил в понедельник представитель Центробанка, в первом квартале ожидается сокращение экономического производства на 0,7%, и за год этот показатель сократится по прогнозам почти на 4%.
С начала прошлого года рубль обесценился по отношению к доллару почти наполовину. В январе этого года по сравнению с январем прошлого года ВВП сократился на 1,5%. Индекс деловой активности в производственной сфере достиг более чем пятилетнего минимума. Инфляция потребительских цен в феврале выросла до 16,7%, при этом цены на продукты питания подскочили на 23,3%. Владимир Путин предупреждал, что экономические трудности продлятся года два.
В результате наступил период такой экономической нестабильности, с которой россияне сталкивались ненадолго в 2008-2009 годах, и до этого - в 1990-х годах, когда из-за распада Советского Союза наступили гиперинфляция и финансовый кризис. Представитель главного в стране Банка России заявил в понедельник, что на случай избыточной волатильности Центробанк рассматривает вопрос о приостановке продажи валюты на Московской межбанковской валютной бирже.
Растет настороженность среди американских и европейских инвесторов. Это вызывает особое беспокойство в Калуге, власти которой трансформировали экономику за счет привлечения зарубежных компаний для строительства заводов и снабжения соседней Москвы всем необходимым — от автомобилей до цемента. «Если все предприятия станут нерентабельными, то мы пропали», — говорит шеф-повар Скоринов.
Калуга, расположенная примерно в 160 километрах к юго-западу от Москвы, была основана в 14 веке. Некоторые ее районы выглядят так, будто сошли со страниц произведений Гоголя. Постройки царских времен, выкрашенные в пастельные цвета, чередуются со старыми деревянными домами. Величественное здание театра в центре города похоже на знаменитый московский Большой театр. Здесь чувствуешь себя, как в глуши: дождливым днем в конце прошлого года снег на замерзшей реке был покрыт множеством человеческих следов — это калужские рыбаки. Несмотря на крах рубля и подтаявший лед вокруг.
Когда в 1999 году Путин пришел к власти, Калуга была сонным заштатным городишком — забытым и заброшенным на протяжении почти десяти лет после развала СССР. Но когда цены на энергоносители подскочили, примерно 20 миллионов человек в Москве и ее окрестностях начали ремонтировать свои дома и покупать телевизоры, качественную косметику, а также свои первые смартфоны и автомобили. Зарубежные компании, стремившиеся сэкономить на рабочей силе и уйти от ввозных пошлин, начали подыскивать для производства своих товаров места поближе к российской столице.
Анатолий Артамонов — губернатор Калужской области с 2000 года, понял, что близость к Москве является его главным преимуществом перед конкурентами. И он принялся убеждать международные компании в том, что для строительства заводов Калуга является самым дешевым городом, к тому же, не зараженным бюрократизмом.
Даже в разгар экономического кризиса 62-летний губернатор, бывший член КПСС, руководивший совхозом во времена Леонида Брежнева, совершает поездки в европейские столицы, подбирая для области руководителей производства. Он оставляет западным инвесторам номер своего личного сотового телефона. Он предлагает приличные субсидии, налоговые льготы и обещает защиту бизнеса от коррупции.
«Мы заботимся о своих инвесторах, как родители заботятся о своих детях», — любит говорить он.
Среди транснациональных компаний, построивших заводы в Калужской области — L’Oréal SA, Samsung Electronics Co., General Electric Co., AstraZeneca PLC, и Lafarge SA. Европейский банк реконструкции и развития, созданный для оказания помощи бывшим коммунистическим странам в переходе к капитализму, за период с 2007 года инвестировал в экономику области 675 миллионов долларов, финансируя ряд новых заводов путем выдачи кредитов и вложения в акции.
За счет притока иностранного капитала Калуга изменилась. Была открыта англоязычная международная школа. В центре города появились выложенные плиткой тротуары — большая редкость для маленьких российских провинциальных городов. В центральной части Калуги открылись рестораны и отели в западном стиле. Жители выучили английский язык. Нашлись даже деньги на то, чтобы превратить одну из деревень области в музей под открытым небом и основать там коммуну художников.
«Город стал чище, а дороги - лучше. Да и менталитет людей тоже изменился, — рассказывает менеджер туристического агентства 30-летняя Ксения Денисова. — Теперь работающие здесь люди могут общаться с иностранцами».
Область стала производственным центром, в котором сосредоточены предприятия европейского автомобилестроения. Здесь открыли свои заводы Volkswagen AG, PSA Peugeot Citroën, и Mitsubishi Motors Corp. А Volvo AB открыла здесь производство грузовых автомобилей. Производители запасных частей, например, Magna International Inc. и Benteler International AG запустили производство бамперов и шасси для автомобильных заводов. В 2014 году Калуга выпустила свой миллионный автомобиль. Автомобильная промышленность обеспечивает 42% от всего объема промышленного производства Калужской области.
Стремительное развитие промышленного производства привело к большим ресурсным затратам. Заводам потребовалось больше электроэнергии, стало больше отходов, возникла необходимость в повышении численности квалифицированных специалистов. Однако рост благосостояния, связанный с деятельностью предприятий, в значительной степени компенсировал все издержки.
Затем в прошлом году Россия захватила и аннексировала Крым, а также начала поддерживать боевиков-сепаратистов на востоке Украины. Возникшая в результате напряженность, нестабильность и западные санкции напугали инвесторов.
По данным Мирового банка, объем прямых чистых инвестиций сократился в прошлом году до 18,6 миллиардов долларов при том, что в прошлом году он составлял 61,5 миллиарда долларов. Из-за санкций Европейский банк реконструкции и развития, финансировавший многие предприятия Калуги, прекратил реализацию всех новых инвестиционных проектов в России.
При этом резко упали цены на нефть — основного самого главного экспортного продукта России. Цена на нефть марки Brent понизилась в этом месяце до уровня менее 55 долларов за баррель, при том, что в июне 2014 года она стоила более 110 долларов за баррель. В декабре на фоне обвала рубля Центробанк повысил процентную ставку. В результате этого многим россиянам был, в конечном счете, закрыт доступ к получению кредитов на покупку квартир и автомобилей.
Российские потребители, затраты которых в значительной степени составляют основу производственной экономики Калуги, оказались в трудном положении. Объемы розничной торговли в январе сократились по сравнению с январем прошлого года на 4,4% — такого не было со времен финансового кризиса 2008-2009 годов. В январе произошло и сокращение реальных зарплат на 8% по сравнению с тем же периодом в прошлом году. По данным исследования, проведенного компанией Capital Economics, это самое существенное снижение за всю историю наблюдений.
На фоне невиданного ухудшения отношений между Востоком и Западом со времен холодной войны многие российские чиновники громко заявляют об экономической независимости России. «Мы вполне проживем без вашей кока-колы», — гласит надпись на одной из многочисленных футболок, выпускаемых российскими компаниями в ответ на западные санкции. Российские власти, якобы, из-за нарушений санитарных норм временно закрыли по всей стране рестораны McDonald’s, в том числе и главный из них, что расположен на Пушкинской площади в Москве. Тогда владельцы сети McDonald’s заявили, что занимаются изучением случаев закрытия ресторанов и намерены открыться вновь как можно быстрее.
Калужский губернатор Анатолий Артамонов считает, что те, кто утверждает, что Россия может справиться в одиночку, не понимают принципов экономики и по-прежнему мыслят по-советски. Он критикует и западных политиков за то, что те добились введения санкций. «Они стремятся изолировать Россию от остального мира, — говорит он. — Это нехорошо. Этого нельзя допускать».
По его словам, западные инвесторы стали более осторожны в общении. «Если раньше никто не скрывал, что я в какой-то стране с кем-то разговаривал, то теперь они говорят, что “было бы лучше, если бы никто не знал о нашей встрече”, — рассказывает он. — Это какая-то глупость».
Серьезно пострадало российское автомобилестроение. По данным Ассоциации европейского бизнеса, объем продаж новых легковых автомобилей и микроавтобусов сократился в феврале на 37,9% по сравнению с тем же периодом в прошлом году. А до этого в течение 2014 года сокращение составило 10,3%. Когда в конце прошлого года произошел обвал рубля, генеральный директор компании Renault SA и совладелец российского завода «Автоваз» назвал ситуацию «кровопролитной войной».
По словам Сергея Литвиненко, руководителя автомобильной практики московского отделения аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, затраты на производство иномарок, сходящих со сборочных конвейеров в России, локализованы лишь на 30-40%, а в некоторых случаях даже меньше. Большая часть остальных затрат приходится на импортные запасные части, а их цена в рублях резко увеличилась. В результате этого продажная цена собираемых в России автомобилей растет.
На фоне сокращения продаж калужский завод Volkswagen в прошлом году был вынужден трижды временно останавливать производство. Как говорит представитель заводского профсоюза Дмитрий Трудовой, завод, на котором работают около 5 тысяч человек, уволил сотни временных рабочих и, по всей видимости, начнет увольнять штатных работников.
Как заявил представитель Volkswagen, компания намерена и дальше работать на российском рынке и к 2018 году планирует инвестировать дополнительно 1,2 миллиарда евро — в том числе и в новый калужский завод по производству двигателей.
В феврале компания Volvo уволила 30% из примерно 600 рабочих своего предприятия в Калужской области, выпускающего грузовики, и остановила производство на неопределенное время — как заявил российским СМИ представитель компании, в связи с низким уровнем спроса.
Калужский завод, выпускающий автомобили Peugeot, Citroen и Mitsubishi, также неоднократно останавливал производство. По словам представителя заводского профсоюза Дмитрия Кожнева, из приблизительно 2 тысяч рабочих около 40% работают по срочным трудовым договорам, срок действия которых заканчивается 31 марта и которые, возможно, продлены не будут. Пресс-секретарь российского представительства компании Peugeot от комментариев отказалась.
Президент Путин пообещал автопрому государственную поддержку, в том числе и иностранным компаниям, в которых не менее 50% стоимости продукции обеспечивается за счет местной рабочей силы и местного компонента. Российское правительство также определилось с предоставлением пакета срочной финансовой помощи в размере 2,34 триллиона рублей (37,46 миллиарда долларов), который предусматривает и помощь автопрому. Кроме того, российским министрам было поручено сократить государственные расходы на 10% в целях контроля бюджетного дефицита, а также впервые за последние шесть лет были утверждены планы по использованию резервного фонда.
Однако не все калужские предприятия оказались в столь сложном финансовом положении. Кремль увеличил военные расходы, что дало толчок к развитию местных предприятий, выпускающих военную продукцию. Российские ответные санкции, запрещающие ввоз ряда продуктов питания из стран Евросоюза и США, послужили стимулом для развития некоторых местных крестьянских хозяйств и агрофирм.
По мнению калужских властей, в условиях экономического кризиса области выжить будет легче, чем другим, благодаря предпринятым мерам по диверсификации экономики и строительству инфраструктуры еще в те времена, когда ситуация была благоприятной. В ближайшее время будет открыт новый аэропорт. В текущем году в области начнут работать несколько фармацевтических предприятий. Падение курса рубля дало толчок развитию компаний, ориентированных на экспорт, в том числе и крупнейших в России металлургических предприятий.
Положительная динамика есть даже в автомобилестроительном секторе. Недавно компания Continental AG отрыла в Калуге новый шинный завод. Пока он продает российскую продукцию оптовикам, поставляющим запасные части. «Во время кризиса вы думаете “могу еще поездить пару тысяч километров”, но менять шины все равно придется», — говорит директор российского представительства Continental AG Георгий Ротов.
Местные жители пытаются приспособиться к новым экономическим условиям. По словам менеджера турагентства Ксении Денисовой, на Новый год она забронировала себе тур не за границу, как обычно, а в Санкт-Петербург. Количество желающих поехать в отпуск за границу сократилось. А шеф-повар Юрий Скоринов говорит, что, если понадобится, он может составить меню полностью из российских продуктов, и все равно будет вкусно.
Зарплата рабочих на заводе Volkswagen уже почти было выросла до уровня зарплаты их европейских коллег, однако из-за падения рубля они опять стали получать намного меньше.
Председатель профсоюза Дмитрий Кожнев характеризует ситуацию как возможность посмотреть правде в глаза. «Суть в том, что мы можем показать миру реальную ситуацию, ведь наша экономика, настолько зависящая от нефти и газа, должна была когда-нибудь зайти в тупик. А теперь настал момент истины», — говорит он.
Калужский губернатор Анатолий Артамонов старается смотреть на вещи с оптимизмом. В своем интервью российской радиостанции он пообещал еще раз оценить деловой климат и улучшить его. «Скорее всего, это настоящий кризис, — говорит он, — но мы запрещаем произносить это слово».