Заявления Хуана Цзефу, главы Китайского комитета по донорству и пересадке органов человека, стали официальным подтверждением того, в чем раньше компартия Китая не хотела признаваться: в Китае не только приговоренные к казни заключенные, но и узники совести являются банком живых человеческих органов.
Чжоу Юнкан был арестован летом прошлого года в ходе антикоррупционной кампании лидера Китая Си Цзиньпина. Под видом борьбы с коррупцией Си увольняет и арестовывает всех приверженцев бывшего лидера компартии Цзян Цзэминя. Среди этих арестованных, помимо Чжоу, есть еще много бывших чиновников и членов компартии, которые несут основную ответственность за репрессии последователей Фалуньгун, организованные Цзян Цзэминем в 1999 году.
Несколько экспертов провели расследования и подтвердили, что сторонники духовного учения Фалуньгун с 2000 года являются основным источником органов для трансплантаций в Китае.
Десятки тысяч последователей Фалуньгун были казнены ради получения их органов, говорят исследователи. Но еще более ужасно то, что у многих органы были вырезаны, пока невольные «доноры» были еще живы. Таким образом органы поставлялись на операции по пересадкам более «свежими».
Хуан Цзефу, глава трансплантологии Китая и бывший вице-министр здравоохранения, недавно сделал это заявление в обширном интервью гонконгской телекомпании Phoenix Television, которая придерживается пропекинских взглядов.
Выставил себя героем
Хуан рассказал о «героической битве», в которой он с коллегами пытался реформировать преступную систему трансплантации органов в Китае. Хуан утверждал: «Когда мы решили прекратить использование органов казненных заключенных в трансплантологии, то не смогли ничего изменить».
«Когда используются органы заключенных, то, естественно, возникают различные грязные вещи и трудно решаемые проблемы. Понимаете ли вы смысл моих слов?» — загадочно спросил Хуан у репортера.
«Эта область медицины в Китае стала грязной, темной и неисправимой. Эта тема в Китае стала похожа на запретную зону», — уверял Хуан Цзефу.
По его словам, такая ситуация сложилась из-за мрачного влияния в то время главы аппарата безопасности Чжоу Юнкана. Но теперь новое руководство, проводящее жесткую антикоррупционную кампанию, якобы поддерживает Хуана и его коллег, и они смогли, наконец-то, начать реформы.
«Большой тигр»
Когда Хауна Цзефу спросили, какой «большой тигр» (высокопоставленный чиновник) больше всего препятствовал реформам в трансплантологии, Хуан быстро ответил: «Это и так всем ясно. Всем известно, кто этот большой тигр — Чжоу Юнкан. Он был секретарем Политико-юридической комиссии (ранее этот орган контролировал всю правоохранительную систему страны), он еще был членом Постоянного комитета Политбюро компартии. Все это знают... Разве не понятно, кто приказал использовать органы заключенных для пересадок?»
По словам Хуана, прежний генеральный секретарь компартии Китая (КПК) Ху Цзиньтао и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао поддерживали усилия по реформированию трансплантационной сферы. И нынешний генсек КПК Си Цзиньпин, и премьер Ли Кэцян якобы тоже хотят реформ.
Хуан также утверждал, что Китай находится в середине реформирования своей «зависимости» от органов заключенных, которые необходимы для нужд трансплантологии. Однако среди экспертов продолжаются дискуссии о фактических результатах этой реформы.
Возможно, чиновники на самом деле хотят навести порядок у себя в медицине, стараясь свалить всю вину на некогда влиятельного главу внутренней безопасности Чжоу Юнкана. Чжоу, действительно, командовал огромным аппаратом надзора и насилия, внушавшего всем страх. Несомненно, Чжоу несет ответственность за убийство заключенных на органы.
Участие военных
Но был еще и генерал Сюй Цайхоу, бывший второй человек в китайской армии. Недавно сообщалось, что именно он позволил военным заниматься злоупотреблениями в сфере трансплантации. Сюй разрешил не убивать заключенных до того, как их жизненно важные органы будут вырезаны. Конечно, чем быстрее орган будет пересажен, тем лучше для трансплантации.
Кстати, в начале марта в интервью одному гонконгскому СМИ известный бывший военный хирург заявил, что Сюй Цайхоу несет основное бремя ответственности за извлечение органов у живых людей в военных госпиталях. А всего через несколько дней китайские государственные СМИ сообщили, что Сюй Цайхоу 15 марта умер от рака. Немного странно, что он умер ровно через год после ареста по обвинению во взяточничестве.
Чжоу Юнкан и Сюй Цайхоу были сторонниками Цзян Цзэминя, бывшего главы компартии Китая, который инициировал масштабное преследование приверженцев Фалуньгун. Сообщалось, что Цзян лично приказал начать насильственное изъятие органов у заключенных последователей Фалуньгун.
Си Цзиньпин стал генеральным секретарем КПК в конце 2012 года. С тех пор он прилагал постоянные усилия, чтобы устранить из государственных аппаратов и лишить влияния членов фракции Цзян Цзэминя, в том числе Чжоу и Сюя.
Постоянная ложь
Неясно, насколько искренни недавние заявления китайского чиновника в отношении Чжоу Юнкана. Возможно, компартия хочет свалить на Чжоу вину за массовые убийства на органы религиозных единомышленников. Ведь в любом случае вся эта грязная история с насильственным извлечением органов у десятков тысяч людей в будущем выплывет наружу.
Насколько политизирован Хуан Цзефу, показывают его же комментарии, считает Дэвид Мэйтас, соавтор доклада «Кровавая жатва»: «Он говорит не то что думает, а что должен говорить в текущем политическом контексте. Он не дает нам факты, а только рассказывает то, что позволяет политическая ситуация».
Его коллега Дэвид Килгур, соавтор доклада «Кровавая жатва» о насильственном извлечении органов у последователей Фалуньгун, сказал, что Хуан — непревзойденный лжец, которому нельзя доверять. «Хуан Цзефу никогда не признавал, что органы взяты у последователей Фалуньгун. Он говорит, что жертвами были обычные заключенные. Он лжет постоянно, делая вид, что сторонники Фалуньгун не являются источником органов», — пояснил г-н Килгур.
Нет никаких сомнений, что Чжоу Юнкан как глава огромного аппарата безопасности играл ключевую роль в использовании приверженцев Фалуньгун в качестве невольных «доноров». Однако массовое насильственное изъятие органов в Китае началось в 2000 году, а тогда Чжоу еще не был боссом по безопасности.
Реальна ли реформа?
Смущает еще одна уловка Хуана Цзефу. Ранее он утверждал, что Китай начал выстраивать систему, которая не будет использовать органы заключенных. По его словам, только граждане, которые сами захотят, будут зарегистрированы в официальной электронной системе распределения органов. Эта система якобы будет гарантировать, что органы получат те, кто больше в них нуждается.
Однако всего несколько месяцев назад в различных интервью Хуан стал выражать иную точку зрения. «Я не говорю, что мы совсем не будем использовать органы заключенных, приговоренных к смертной казни... Если у заключенного проснется совесть, то он может стать донором», — сказал Хуан репортеру Phoenix Television.
China Daily, официальное англоязычное СМИ китайских властей в декабре прошлого года также дало понять, что заключенные по-прежнему будут кандидатами в «доноры» органов.
Две аудитории
По словам журналиста Этана Гутмана, автора книги о насильственном извлечении органов у последователей Фалуньгун, компартия Китая просто «играет словами».
Чтобы ослабить давление Запада, Хуан Цзефу говорит, что в Китае вообще не будут использоваться органы заключенных. Чтобы успокоить своих врачей, Хуан обещает, что заключенные тоже смогут добровольно жертвовать органы, как пояснил г-н Гутман в электронной почте.
Журналист считает, что такую явную ложь Хуана не заметят на Западе только те, кто сам хочет быть обманутым, чтобы оставаться в стороне и ничего не делать для пресечения злоупотреблений в Китае.