Америка с самого начала встретила в штыки идею Китая о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB). Если бы это случилось на несколько лет раньше, Пекин, возможно, даже не осмелился бы выступить с подобной инициативой.
На прошлой неделе Великобритания официально заявила о желании стать учредителем и страной-участницей AIIB. Вслед за ней позицию по отношению к банку изменил целый ряд крупных европейских государств. Перспективы данного проекта стали вырисовываться гораздо яснее. Многие эксперты на этом фоне озвучивают мысль, что сложившаяся ситуация свидетельствует о неспособности США сдержать рост Китая. Благодаря созданию AIIB КНР не только выиграла этот этап гонки, но и получила некоторые привилегии на будущее.
Тем не менее Китай, конечно, не собирается ставить банк на кон в играх с Америкой. Не станет он рисковать и своим проектом «один пояс, один путь», который считают ответом на американскую стратегию «перебалансировки сил в АТР». Пытаться найти способ противостоять США, чтобы вырваться вперед, противоречит китайской традиционной философии.
Но все же и «один пояс, один путь», и AIIB являются частью большой стратегии Китая по выходу на мировую арену. Они, несомненно, являются частью новаторской политики Пекина по достижению своих целей в мире. Однако различные комментарии и трактовки происходящего, которые выдвигает международное сообщество, не всегда учитывают все факторы, и могут довести до того, что Штаты начнут сомневаться в том, что между Китаем и США существуют доверительные отношения, и станут давить на Пекин.
Если Пекин будет постоянно прислушиваться к Вашингтону, то ему на какое-то время удастся обеспечить себе спокойную жизнь. Однако развитие Китая требует от нас того, чтобы мы твердо придерживались принципа независимости во внешней политике. Это включает принятие некоторых контрмер, которые могут быть интерпретированы как резкие.
Мы не могли не заметить, что уже на первом этапе создания AIIB странами-соучредителями банка захотели стать 21 государство. Потом свою заинтересованность проектом выразили еще несколько стран, даже Великобритания подала заявку на вступление, вместе с ней изменили точку зрения и несколько европейских стран. Отношение США не изменилось. Однако плюсы от воплощения этой идеи для внешней политики Китая во много раз превосходят минусы. Этот проект отнюдь не привел к особенной напряженности в китайско-американских отношениях. Напротив, эта инициатива через углубление координации и взаимопонимания со все большим числом евразийских стран позволила нам в полной мере раскрыть конструктивную сторону нашей дипломатии.
Один из важных факторов — то, что Китай выбрал перспективную идею: создание AIIB соответствует интересам многих стран. Америка хотела за счет геополитики положить этим планам конец, однако ее не поддержали, поэтому Штатам не удалось преуспеть в осуществлении своего плана. «Политика борьбы» США столкнулась с «политикой мира» КНР, и, как мы видим, явное преимущество здесь у последней.
Обязательное получение хороших результатов — не только принцип, но и, в случае Китая, неизбежная тенденция в экономическом развитии страны, которая все шире взаимодействует с окружающим миром. КНР стремится к взаимной выгоде, а не к конфликту с Америкой. Мы открыто и честно продвигаемся вперед. Мир наконец понял Китай и тоже хочет сотрудничать с нами.
Хорошая новость о создании AIIB дала людям возможность увидеть, как уверенно развивается стратегия «одного пояса, одного пути». Все это — признание миром успехов нашей дипломатии. Китайское общество обязательно должно быть уверено в том, что ситуация меняется в лучшую сторону. Пора и учиться играть важную роль в сложной международной обстановке.
Многие беспокоятся, что внешняя политика КНР в значительной мере контролируется силами США, однако проект строительства AIIB говорит об обратном: Китай сам отвечает за свою судьбу и самостоятельно выбирает свой путь. А мы в своем стремлении преуспеть должны задействовать всю свою мудрость и стать еще более целеустремленными и гибкими.
Каким бы успешным не стал наш банк, все равно трудно сказать, изменит ли Америка свое мнение и захочет ли стать одним из участников проекта. Но пока Китай продолжает развиваться и стабильно двигаться вперед, такая возможность существует.