Atlantico: В недавнем интервью Турки аль-Фейсал утверждает, что если группе 5+1 удастся прийти к договоренности с Ираном по его ядерной программе, то другие региональные державы, в том числе и Саудовская Аравия, могут тоже потребовать для себя права на атом. Что это, реальная геополитическая перспектива в регионе или же просто громкие слова Эр-Рияда?
Фабрис Баланш: на Ближнем Востоке сейчас разворачивается серьезное противостояние Саудовской Аравии и Ирана, которое проявляется в боях различных вооруженных групп в Сирии, Ираке, Ливане и т.д. Поэтому если иранцы получат атомную бомбу, это даст им огромное преимущество над аравийцами, потому что тем самым они смогут обезопасить свою территорию. Эр-Рияд окажется в невыгодном положении в стратегическом плане и, вероятно, захочет дать старт собственной ядерной программе.
Как мне кажется, проблема в том, что у аравийцев нет необходимых для того научных ресурсов. В Иране же есть множество ученых, а его программа насчитывает не одно десятилетие: она началась еще при шахе, затем была остановлена исламской революцией и вновь набрала обороты в 1990-х годах. То есть, это длительный научный проект с существенной научной базой, чего не скажешь о Саудовской Аравии. Разумеется, у нее есть деньги, чтобы пригласить ученых, но ей потребовалось бы приобрести и ядерные технологии, например, у тех же США, и я сомневаюсь, что американцы на это пойдут. Существует тут и вариант с Пакистаном, которому в свое время США помогли в создании атомной бомбы, однако нет никаких гарантий, что пакистанцы захотят делиться технологией: если у тебя есть бомба, ты становишься членом маленького закрытого клуба и хочешь, чтобы он таким оставался. Поэтому все это скорее похоже на громкое заявление, а не реальную стратегическую перспективу. Думаю, что это попытка повлиять на американский Конгресс и администрацию Обамы на фоне переговоров с Ираном. Если в переговорах возникнут сложности, Обама вполне может отказаться от них из-за сильнейшего давления со стороны аравийцев, израильтян и прочих сил.
— Как бы то ни было, Саудовская Аравия подписала с Южной Кореей соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, которое включает в себя потенциальное строительство двух реакторов. Кроме того, Эр-Рияд заключил аналогичные договоры с Парижем, Пекином и Буэнос-Айресом. То есть, в вопросе саудовского атома определенно имеются подвижки...
— Не стоит путать одно с другим. В данном случае речь идет исключительно о мирном атоме и иностранных технологиях. Это разные вещи. Иранцы изначально тоже подписали с европейцами договоры по мирному атому, однако проблему поставили не они, а их возможности по самостоятельному обогащению урана, что необходимо для создания атомной бомбы. Если же все ограничивается АЭС с поставляемым Францией или Южной Кореей обогащенным ураном, проблем тут не возникает, потому что движение от гражданского применения к военному можно будет легко остановить.
— Слова Турки аль-Фейсала о «гонке вооружений» в регионе могут стать правдой или же это снова лишь громкие слова?
— Это на самом деле так. Ближний Восток — один из самых больших рынков оружия в мире. Суммы оружейных соглашений достигают тут невообразимых высот: в прошлом году общая сумма контрактов США и Саудовской Аравии достигла 60 миллиардов долларов. Для Франции Эр-Рияд тоже является главным клиентом.
В нынешних условиях конфликта между Саудовской Аравией и Ираном закупается огромное количество оружия. Затем оно передается различным отрядам в Йемене, Сирии и Ираке, которые сражаются за того или иного спонсора.
— Какие еще государства могли бы проявить интерес к этой гонке вооружений и начать движение по пути ко все более разрушительным видам оружия?
— Ираку такое больше не по силам, хотя при Саддаме Хусейне там возникли зачатки ядерной программы в сотрудничестве с Францией. Израильтяне разбомбили АЭС «Осирак» в 1979 году, и на этом все остановилось. После того происшествия у нас вновь заговорили об оружии массового поражения в арсеналах Саддама Хусейна, но, как выяснилось, все это было фикцией. Государства вроде Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов предпочитают не действовать в этом ключе, потому что для них это слишком опасно и дорого. То есть, кроме Саудовской Аравии кандидатов фактически нет. Египет является серьезной военной державой, но это бедная страна, а ядерная программа стоит больших денег. Думаю, у него нет на это средств. Теоретически это может заинтересовать Турцию, у которой имеются как средства, так и необходимые технические возможности. Кроме того, она стремится стать третьим ключевым игроком в регионе наравне с Саудовской Аравией и Ираном (в ней также имеются и два аутсайдера: Израиль и Катар).
— Возвращаясь к вопросу отношений США с Саудовской Аравией, как мы видим, сейчас Эр-Рияд недоволен американской позицией по Ирану, которая сейчас растеряла былую жесткость. Вашингтон потерял влияние в Саудовской Аравии?
— В последние годы отношения двух стран действительно складываются не лучшим образом. Аравийцы стремятся вырваться из-под американской опеки, а американцам не по душе их самоуправство, в частности финансирование радикальных исламистских течений. Эта проблема особенно остро проявила себя с Исламским государством, которое, по крайней мере, изначально получало саудовское финансирование. США хотели бы образумить Саудовскую Аравию, а той хотелось бы остаться привилегированным союзником Вашингтона, но в таком случае американцам не стоит ослаблять давление на Иран, потому что это позволило бы ему вздохнуть полной грудью и вновь стать «ближневосточным жандармом», как это было при шахе до 1979 года. Это предельно прозрачно. Кроме того, подписанное в 1945 году Рузвельтом и Ибн Саудом соглашение (знаменитый договор «нефть в обмен на защиту») был вновь продлен на 60 лет в 2005 году, и, следовательно, мы имеем дело с прочным альянсом Вашингтона и Эр-Рияда в военной сфере. Если аравийцы окажутся под угрозой, американцы их защитят. В мире нет другой страны, которая могла бы заменить США. Поэтому тут могут быть ссоры, саудовский монарх может отказываться занять кресло в Совете безопасности, как это было два года назад, но они все равно приведут к примирению. Аравийцам не по душе Обама. Они считают его слишком мягким по отношению к Ирану. Они предпочли бы республиканца или более жесткого демократа вроде Хиллари Клинтон.
— Как сейчас могут развиваться эти отношения, особенно на фоне предстоящих выборов в США?
— Все будет зависеть от будущего президента США. Пока еще сложно сказать, удастся ли Хиллари Клинтон стать кандидатом от демократов из-за скандала вокруг событий в Бенгази. После того, как она уступила Джону Керри пост госсекретаря в администрации Обамы, страсти постепенно затихли. Республиканцы отказались от планов вынести ей вотум недоверия. Однако после недавней публикации ее электронной переписки республиканцы хотят помешать ей участвовать в праймериз Демократической партии и раздувают скандал. Они утверждают, что она была в курсе реального положения дел с радикальными группировками в Ливии, не приняла необходимых мер и солгала.
Республиканцы обвиняют ее во лжи для сокрытия финансирования США террористических групп, и это может стоить ей политической картеры. Сейчас сложно сказать, кто помимо нее мог бы стать преемником Обамы от Демократической партии. Поэтому по всей логике власть, скорее всего, отойдет республиканцам. Как известно, саудовские и израильские лобби работают в этом направлении. Итоги работы демократов будут в первую очередь оценивать по внутренней политике, но Обаме хотелось бы закончить президентство дипломатическим успехом с Ираном. Он хочет показать, что помешать иранцам сделать бомбу можно с помощью переговоров, а не военного вмешательства с непредсказуемыми последствиями. После прихода к власти в 2008 году он опасался, что его против воли могут втянуть в войну с Ираном. Например, из-за Нетаньяху, который бы отправил авиацию бомбить иранские АЭС...
Фабрис Баланш, преподаватель Университета Лион 2, эксперт по Ближнему Востоку и Средиземноморью.