После распада Советского Союза США стали проявлять неподдельный интерес к Черному морю. В период холодной войны единственной причерноморской страной, входящей в НАТО, была Турция. В 2004 году членами НАТО стали еще два государства, имеющие выход в эти воды, — Болгария и Румыния. Затем должен был прийти черед Грузии и Украины, берега которых также омывает Черное море. Но в августе 2008 года русские, напав на Грузию, разделили эту страну и создали две маленькие республики — Южную Осетию и Абхазию. В надежде вернуть эти земли Грузия сегодня пытается ладить с Россией, а стремление прозападно настроенных грузин вступить в НАТО и ЕС превратилось в фантом.
Когда в Грузии у руля стоял Эдуард Шеварнадзе, один из самых известных и значительных государственных деятелей, которых воспитали грузины после Сталина, страна, пусть и ненадолго, обрела стабильность, но Михаил Саакашвили, избранный президентом после его смерти и ставший близким союзником Америки и Германии, разозлил русских. Как только вспыхнул кризис, западные друзья Саакашвили оставили его и Грузию один на один с Россией. Репутация США и Запада была подпорчена.
Армения — прозападная страна, которая находится в Черноморском бассейне, хотя и не имеет выход к Черному морю. Невзирая на это, Запад оставил ее России. Чтобы Армения не досталась Западу, а была вынуждена занять сторону Москвы, Россия помогла ей оккупировать азербайджанские территории в Нагорном Карабахе, закрыв глаза на гибель тысяч невинных женщин и детей 26 февраля 1992 года, а именно — проигнорировав ходжалинский геноцид. При этом западные так называемые цивилизованные страны даже глазом не моргнули.
Под предлогом того, что в постсоветских странах проживает русскоязычное население, Россия вмешивается во внутренние дела этих государств и пугает их власти внешней интервенцией. В первую очередь Россия зажала в угол республики Средней Азии, особенно Казахстан. Несмотря на то, что западные страны, и прежде всего США, поддерживают христианские государства региона, Запад не в силах заставить Россию пойти на уступки. Это можно было наблюдать на примерах Грузии, Молдовы и, наконец, Украины. США утратили свою убедительность, их авторитет пошатнулся.
В очередной раз Запад доказал свою несостоятельность 18 марта 2014 года, когда русские аннексировали Крым, входивший в состав Украины. Санкции стали единственным средством, которое Запад нашел для России. Русские заметили неадекватность, немощность, разобщенность Запада, и осознали, что он не способен начать против них войну. Политические, военные, экономические, технологические ограничения, которые Запад накладывает на Россию, не пугают Москву. Кроме того, она понимает, что со временем западные страны сами будут искать способ обойти эти санкции.
Россия — крупнейшая в мире страна по занимаемой площади, но она так и не пресытилась землями. С 1997 года США проводят военные учения на окружающих Россию территориях. В течение последних трех лет ежегодно проходят учения в Черном и Балтийском морях. Это не вызывает удивления: Прибалтика — на мушке у России. Ссылаясь на проживающих в этих странах русских, она пытается влиять на политику прибалтийских государств. Чтобы Эстонию, Латвию, Литву не постигла участь Азербайджана, Грузии и Украины, США и НАТО наращивают сотрудничество с этими странами. Главный страх России — постоянные военные базы США в непосредственной близости от нее.
Мировая пресса уделила большое внимание военным учениям НАТО, начавшимся 5 марта 2015 года в Черном море. Причина — российское вмешательство на Украине. Неизменными участниками черноморских военных учений, которые НАТО проводит на протяжении последних трех лет, являются такие причерноморские государства, как Турция, Румыния, Болгария. В прошлом социалистические республики, а ныне члены НАТО Румыния и Болгария идут на серьезный риск. Две эти страны серьезно беспокоят своего бывшего босса, и Россия открыто показывает это. Риски, с которыми могут столкнуться эти государства в том случае, если в момент кризиса с Россией позиция Запада будет такой же, как и в ходе событий в Грузии и на Украине, ужасают.
Между тем Турция висит на еще более тонком волоске. Она несет ответственность за применение Конвенции Монтре 1936 года, согласно которой прохождение военных кораблей нечерноморских стран через проливы требует жесткого контроля. Нарушение или обход международной конвенции может стать серьезной угрозой для Турции с точки зрения ее государственного суверенитета и положения на международной арене. К тому же это испортит отношения с Россией.
Украина была важна для Турции из-за родственного народа, проживающего в Крыму. Теперь Крым относится к России, следовательно Украина вторична. Как сосед Турции Россия важна для нее так же, как и союзник по НАТО, США. Партия справедливости и развития должна, наконец, взяться за ум, начать преследовать взвешенную, внимательную политику и не настроить всех против себя, как в ходе событий на Ближнем Востоке.
Черноморский регион таит в себе риски и угрозы, здесь могут развернуться серьезные конфликты. Нужно извлечь уроки из Ближнего Востока и не стать участником чужих проблем.