Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Санкции минского действия

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoПетр Порошенко, Франсуа Олланд и Владимир Путин во время встречи в Минске
Петр Порошенко, Франсуа Олланд и Владимир Путин во время встречи в Минске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ЕС достаточно тех, кто хочет отменить санкции как можно скорее. Мы решили разобраться: какова ситуация на самом деле? То есть — снимут ли санкции с России, какие именно и когда? И выяснили, что есть вполне реальная связь между ограничениями против РФ и правом голоса переселенцев из Донбасса. Как бы странно это ни выглядело.

Информационное поле Украины на протяжении последней недели было переполнено сообщениями типа «все пропало» и «Европа нас сливает». Порой речь шла о реальной опасности, но иногда — о мнимых проблемах и о не совсем корректном понимании процедур и правил Евросоюза. «Европейская правда» не питает особых иллюзий по поводу позиции некоторых европейских столиц. В ЕС достаточно тех, кто хочет отменить санкции как можно скорее. Мы решили разобраться: какова ситуация на самом деле? То есть — снимут ли санкции с России, какие именно и когда? И выяснили, что есть вполне реальная связь между ограничениями против РФ и правом голоса переселенцев из Донбасса. Как бы странно это ни выглядело.

О каких именно санкциях идет речь?

Прежде всего, напомним о сути санкций ЕС против российского агрессора. Упрощенно их можно разделить на две группы (а каждую из них — еще на две, и это — важная деталь, но о ней — чуть позже).

Первая группа: персональные ограничения. Это санкции, введенные против отдельных физических лиц и организаций. Фамилии и названия компаний должны быть перечислены в санкционном решении ЕС.

Вторая группа: секторальные экономические санкции. Это более мощное оружие, под действие которого подпадают даже те компании, о которых в ЕС могли и не задумываться. То есть — запрет поставок отдельных типов продукции или ограничение бизнеса с теми, кто имеет определенные экономические признаки.

Почему это разделение так важно? А потому, что процедура утверждения персональных и секторальных санкций отличается. Они внедрялись отдельными решениями и так же отдельно будут продлеваться или отменяться. История секторальных и персональных санкций пока похожа: в ЕС велись активные дискуссии об отмене санкций, в итоге решили продлить ограничения, но — не на полный годичный срок. Однако это не означает, что все проблемы удалось решить.

Так что же принял ЕС?

Персональные санкции

Это событие прошло почти незамеченным украинскими СМИ, но неделю назад, в пятницу 13 марта, Совет Евросоюза утвердил решение о продлении персональных санкций. В него вошли все сепаратисты — от «Моторолы» до Аксенова, от Кобзона до Ротенберга. Так же без изменений был продлен перечень из 37 находящихся под ограничениями организаций — от «ДНР» до военного предприятия «Алмаз-Антей». Но санкции в их отношении утверждены не на год, как это было прежде, а только на шесть месяцев. То есть в сентябре Евросоюзу придется снова пересматривать санкционный список.

Неизбежно возникает вопрос — чего ждет ЕС? Что должно произойти в сентябре? И с кого могут снять санкции осенью? Стоит отметить, что перечень из 150 человек, которые находятся под санкциями ЕС, весьма неоднороден. Выше мы уже писали о «двух группах» тех, против кого введены санкции. Поясним, о чем идет речь.

Первая группа — боевики Донбасса и «шестерки» Кремля в руководстве Крыма. Вторая — близкий круг Путина и представители руководства России (к примеру, спикер Госдумы Сергей Нарышкин). Вряд ли «Гиви» или даже «лидер» «ДНР» Захарченко когда-либо обратятся за шенгенской визой. Ни один из боевиков или, к примеру, батальон «Сомали» не имеют собственности на территории ЕС. Поэтому «запрет въезда» и «арест активов» этих лиц и организаций — символическое решение, не имеющее связи с реальностью.

Вместе с тем те же санкции, наложенные в рамках того же решения на миллиардера Аркадия Ротенберга или компанию «Добролет», весьма действенны. К слову, после введения санкций «Добролет» был вынужден закрыться. А вот Ротенберг продолжает жить и работать над тем, чтобы санкции против него однажды были сняты. Нет сомнений, что санкции против Захарченко, Аксенова и других будут продолжены и в сентябре. А вот ближайший круг Путина вполне может исчезнуть из списка после очередного продления ограничений.

В ЕС, кстати, уже был похожий прецедент — в рамках белорусских санкций. В 2012 году Евросоюз не договорился о внесении в санкционное решение одного из друзей Лукашенко, бизнесмена Юрия Чижа. Против выступила Словения, заинтересованная в деловом сотрудничестве с белорусом. В то же время — и это важно — не стоит играть в конспирологию и думать, что «короткое продление» персональных санкций было задумано, чтобы помочь кому-то из друзей Путина, внесенных в список. Вовсе нет. Причина — конфликт в ЕС, обострившийся после победы в Греции левых популистов. Шестимесячные санкции стали единственным возможным на тот момент компромиссом. В то же время в РФ наверняка попытаются воспользоваться этим; а, следовательно, в сентябре ждем новую битву в Брюсселе.

Что и когда еще примет ЕС?

Секторальные санкции

Процесс согласования продления секторальных санкций был значительно сложнее, ведь экономические санкции бьют не только по России, но и по экономике государств-членов ЕС. Кроме того, РФ летом прошлого года приняла контрсанкции (запретила ввоз европейских фруктов), а это — дополнительные потери для европейского бизнеса, особенно в «проблемных» южных странах. Поэтому давление на руководство Евросоюза для отмены этих санкций было нешуточным. Но результат оказался наилучшим из возможных для Украины. В пятницу по итогам Саммита ЕС было объявлено, что лидеры Евросоюза договорились о продлении экономических санкций минимум до конца 2015 года. Полный текст решения в переводе вы можете прочесть на сайте «Европейской правды». Но ключевой его элемент — короткий, поэтому его стоит процитировать.

Саммит ЕС единогласно решил, что продолжительность секторальных санкций «должна быть четко связана с полной реализацией минских договоренностей, помня, что это (выполнение минских соглашений) ожидается лишь к 31 декабря 2015 года. Необходимые решения (о продлении санкций) будут приняты в ближайшие месяцы». А поскольку европейская система принятия решений имеет существенно отличается от украинской, этот пункт требует дополнительного комментария. Читатель может обратить внимание на то, что решение о продлении еще должно быть подтверждено — ЕС ждет каких-то решений, которые «будут приняты в ближайшие месяцы». Но это никоим образом не означает, что ЕС планирует пересматривать данное решение. Такая формулировка является стандартной и не несет никакой угрозы «срыва санкций».

Дело в том, что согласно процедуре, действующей в Европейском союзе, любые решения саммита должны быть подтверждены другим органом Евросоюза — Советом ЕС. Это связано с тем, что на саммите принимают политические решения, которые не являются обоснованными и отшлифованными с юридической стороны. А Совет ЕС по поручению саммита должен подготовить и утвердить юридически корректные решения. В истории Евросоюза еще не было случаев, чтобы решения саммита были провалены на уровне Совета ЕС. Поэтому сомнения в том, что санкции против России будет продлены, безосновательны. Похоже, что Ангела Меркель и Франсуа Олланд, которые «выстрадали» минские соглашения на 12-часовых переговорах, нашли рычаги, позволяющие убедить другие европейские государства, включая Грецию, продолжить санкции на длительный период.

Так что же с Донбассом?

Привязка к минским соглашениям — не формальность. Она позволяет Киеву затягивать санкции против России на длительный дополнительный период. Собеседники «Европейской правды», причастные к минскому процессу, подтверждают — в желание Путина выполнять Минск-2 не верит почти никто. Даже Меркель, которая в начале года откровенно верила, что проведение местных выборов на Донбассе позволит выйти из кризиса, теперь гораздо менее оптимистична.

Потому что пока не выполнен даже первый пункт минских договоренностей о прекращении огня. И в Брюсселе, Берлине и Париже прекрасно понимают, что нарушает его именно российская сторона. Сейчас Киев, Берлин и Париж продолжают переговоры о том, как именно должно выполняться минское соглашение. Но есть общая позиция всех европейских столиц — минские договоренность не считаются выполненным до тех пор, пока не проведены выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ.

А это значит — с реальной многопартийностью, свободными СМИ, со спокойной ситуацией в сфере безопасности, под контролем наблюдателей. Фактически — после того, как Киев сможет установить хотя бы частичный оперативный контроль над зоной АТО. «ОБСЕ должна иметь полный доступ к каждому уголку. Как только появится кто-то из боевиков — выборы не будут признаны», — пояснил один из собеседников «ЕвроПравды», приобщенный к переговорам.

Еще одна идея Киева, которая, правда, пока не согласована с партнерами из ЕС — на вероятных выборах планируется предоставить право голоса переселенцам — тем, кто выехал с территории боевых действий на «большую Украину». Но — не в Россию (потому что там избирательные участки можно открывать только в диппредставительствах). «Они тоже должны выбирать, кто придет к власти в Донецке», — пояснил собеседник.

Этот план, правда, имеет один недостаток. В случае, если Кремль решит согласиться на эти условия, Киев не сможет сделать шаг назад. Почти уверены, что тогда — даже при голосовании дончан по всей Украине — к власти на Донбассе гарантированно придут пророссийские силы. В этом случае санкции с РФ будут сняты. Хотя в сравнении с продолжающейся войной этот вариант является приемлемым и для Киева. И, тем более, для ЕС. Но вряд ли это произойдет. Сейчас все свидетельствует о том, что в Москве настроены вести войну до экономического краха. Рассчитывая, что первой окончательно рухнет экономика Украины.