Год назад Кремль принял участие в инсценировке незаконного «референдума», завершившегося аннексией Крыма Россией, в результате чего силовым путем на карту Европы были внесены изменения, а кризис на Восточной Украине вступил в более острую фазу.
Так называемый референдум, подготовленный в спешке всего за две недели, годился лишь для того, чтобы посмеяться над демократией. На нем не присутствовало ни одного независимого международного наблюдателя. Вместо них были российские элитные войска («зеленые человечки», как прозвали их местные жители), исполняющие волю президента Путина. Нам не следует строить иллюзий по поводу происхождения этих бойцов. Их снаряжение, акцент и выучка доказывают, что они русские, хотя и не носят каких-либо отличительных знаков.
В преддверии так называемого референдума прекратили вещание наземные телевизионные станции Украины в Крыму; а тот, кто осмеливался выступать против российской военной оккупации, становился объектом угроз и запугивания. Несколько человек были найдены мертвыми, один из них со следами пыток, а судьба некоторых пропавших до сих пор остается неизвестной.
Все эти действия российские лидеры оправдывали необходимостью — совершенно необоснованной — защитить от угрозы Киева права русскоязычного населения в Крыму. Эта циничная уловка не имеет и не имела под собой никаких оснований. В действительности, как признал Владимир Путин в интервью на прошлой неделе, аннексия Крыма была запланирована им еще до проведения псевдореферендума. В то время он пытался убедить международное сообщество, что не рассматривает возможности присоединения Крыма, и отрицал присутствие российских войск. Мы знаем, что никакой угрозы для русскоязычного населения в Крыму или в какой-либо другой части Украины никогда не существовало. Незадолго до присоединение Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ подтвердил отсутствие «доказательств какого-либо насилия или угроз».
Между тем, отчеты, подготовленные ООН, Верховным комиссаром по правам человека и Уполномоченным по правам человека Совета Европы, свидетельствуют о том, что случаи нарушения прав человека в Крыму участились как раз после российской оккупации. Это особенно коснулось таких этнических меньшинств, как татарская община Крыма.
Очень важно, чтобы значение, придаваемое аннексии Крыма, не оказалось недооцененным. Агрессивные действия России в этом регионе и в Донбассе представляют угрозу не только для Украины, но и для остальной Европы. Присоединив часть украинской территории, нарушив ее территориальную целостность и постоянными поставками войск и вооружения способствуя дестабилизации Восточной Украины, Россия тем самым бросила вызов демократическому порядку двадцать первого века, сведя к нулю нормы международного права.
Эти действия являются грубым нарушением целого ряда международных обязательств, взятых на себя Россией, в том числе Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского заключительного акта ОБСЕ, а также подписанного между Россией и Украиной Соглашения 1997 года о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. В связи с этим, по решению Совета Безопасности и международного сообщества в настоящий момент Россия находится в изоляции, и важно, чтобы все государства-члены ЕС сознавали угрозы, которые представляют действия России для наших общих ценностей и нашей общей безопасности. В этом контексте Великобритания приветствует поддержку Португалии, однозначно осуждающей нарушение территориальной целостности Украины и отвергающей отстаиваемую Россией позицию продолжительной конфронтации. Мы в особенности ценим содействие Португалии в осуществлении контроля безопасности в регионе и предоставление своих самолетов F-16 для воздушного патрулирования НАТО в Прибалтике.
Мы полагаем, что игнорирование норм международного права со стороны любого государства, какова бы ни была его величина, не должно оставаться без последствий. Мы не можем принять нелегальную аннексию Крыма Россией как новую реальность. Факты доказывают, что это деяние было незаконным, Крым по-прежнему находится в оккупации, а его граждане пребывают в более уязвимом положении и страдают от последствий российской нетерпимости. Печальная реальность такова, что, если бы год назад Россия не заняла Крым и не применяла мер насильственного принуждения в отношении его жителей, крымчане сегодня могли бы мирно жить и работать, как они это делали в течение последних 23 лет, без запугиваний, препятствий и угрозы физическому существованию, появившихся в результате незаконного присоединения к России.
Существует выход из этой ситуации. Россия все еще может вывести войска из Крыма и Восточной Украины, выполнить свои обязательства в соответствии с минскими соглашениями и дать возможность украинскому народу самостоятельно управлять своей страной. Но пока этого не случилось, мы не собираемся игнорировать то, что произошло в Крыму. Наша позиция тверда — аннексия Крыма неприемлема, и мы продолжим отстаивать наши убеждения посредством санкций в отношении лиц, ответственных за отделение Крыма от Украины.
Кирсти Хэйз — посол Великобритании в Португалии.