В Гагаузии 22 марта состоялся первый тур выборов башкана, главы автономного территориального образования на юге Молдавии, который избирается один раз в 4 года. Согласно предварительным результатам, на выборах лидирует пророссийский кандидат, выдвиженец Социалистической партиии Молдавии, в прошлом - член Партии коммунистов Ирина Влах. Она имеет шансы победить сразу в первом туре.
Россия играла большую роль в предвыборной кампании - впрочем, как это уже не раз было в прошлом. Чтобы поддержать своего кандидата, в Гагаузии во время предвыборной кампании побывало несколько делегаций депутатов Государственной думы России. Одна из них, с участием Ирины Родниной и Николая Валуева - накануне голосования. Они агитировали избирателей отдать свой голос Ирине Влах. Эта политика не раз критиковалась молдавскими властями за попытки вмешиваться во внутренние дела государства, однако не остановила Москву от возможности, посредством Гагаузии, влиять на политику Молдавии.
В списке кандидатов на должность башкана было 10 человек. Лидеров предвыборной гонки было всего два: уже упомянутая Ирина Влах и лидер движения «Новая Гагаузия», мэр города Комрат, Николай Дудогло, подчеркивающий свою независимость. Тем не менее, почти все кандидаты на пост главы автономии так или иначе искали поддержки России, что заставляло российских политиков вереницей тянуться в административный центр региона - Комрат.
Кремль очевидно стремится расширить свое влияние не только в Гагаузии, но и во всей Молдавии. Помимо социалистической партии, дружественной Москве считается и Партия регионов Молдавии, которую возглавляет действующий башкан Михаил Формузал. Пока что ему не удается добиться такого же влияния, какое было у его коллеги, лидера украинской Партии регионов Виктора Януковича. «В 2010 году, за неделю до второго тура голосования на последних выборах башкана в Гагаузии, появилась фотография в то время одного из кандидатов Михаила Формузала с Сергеем Нарышкиным, тогда он был главной администрации президента России, которая имела очень большое влияние на выбор избирателей, - вспоминает гагаузский политолог Михаил Серкили. — И вот сейчас мы опять видим фотографию господина Нарышкина, теперь спикера Госдумы, с Ириной Влах [во время предвыборной кампании, Влах ездила в Москву, чтобы заручиться поддержкой спикера Госдумы]. Практически везде по всему городу расклеены ее фотографии с Валентиной Матвиенко, главой Совета Федерации. Эта ситуация, к сожалению, приводит к тому, что уже перестает быть важным, что говорит кандидат, важным становится, что говорит о кандидате Россия. Именно позиция России сильно влияет на выбор избирателей. Поэтому политик не имеет абсолютно никакого шанса на успех в Гагаузии, если он не клянется в верности и дружбе с Россией, если он не демонстрирует, что он является пророссийски настроенным».
Среди предвыборных обещаний Ирины Влах, главное - превратить Гагаузию во «флагмана молдавского экспорта на рынок РФ». Эти слова звучат пустыми обещаниями на фоне проблем, с которыми столкнулось соседнее непризнанное Приднестровье: недавнее падение российского рубля уже привело к сокращению экспорта приднестровской продукции в Россию. Теперь, по словам президента ПМР Евгения Шевчука, правительство сталкивается с серьезными проблемами при выплатах пенсий и социальной помощи. Эта информация, видимо, не доходит до избирателей Гагаузии.
По мнению политолога Михаила Серкили, такая ситуация складывается из-за ретрансляции российских программ, которые занимают большую часть эфира по сравнению с молдавским вещанием: «Первые три самых популярных канала у нас - это «Прайм», который ретранслирует 80 процентов программ Первого канала, телеканал «РТР-Молдова» и ТВ-7, который ретранслирует 80 процентов передач НТВ. То есть, российское телевидение является основным источником информации о том, что происходит в мире, в нашем регионе, на Украине, о европейской интеграции Республики Молдова. И эта информация подается не сбалансировано и не объективно».
Но не только это заставляет гагаузцев смотреть в сторону Москвы, а не Кишинева. Реакция молдавского правительства на поддержку кандидатов со стороны России очень сдержанная. Многие политологи называют ее вялой, так как она ограничилась лишь заявлением председателя парламентской либерал-демократической партии Молдавии Владимира Филата о недопустимости вмешательства России во внутриполитические процессы республики, после чего в министерство иностранных дел Молдавии пригласили посла России для объяснений. Но уже через несколько дней после этой встречи стало известно об очередном приезде депутатов российской Госдумы в Гагаузию по приглашению молдавских социалистов. Более того, в нынешних выборах не участвует ни одна партия, ассоциирующаяся с правящим альянсом Молдавии, что разительно отличается от выборов башкана в 2010 году.
«Остается только сожалеть, что центральная власть в Молдове на протяжении более 20 лет игнорирует проблему интеграции наших сограждан гагаузской этничности, которые проживают в автономии, - говорит Сотрудник молдавского Института публичной политики Оазу Нантой, - и, к сожалению, здесь теперь консервируются негативные стереотипы, унаследованные из советского времени. В частности, применительно к Румынии, жизнеспособности молдавского государства. Еще более печально то, что даже не политики, а определенная группа лиц в гагаузской автономии служит провокаторами. И они - по сценариям, написанным то ли в российском посольстве, то ли где-то в Москве, с удовольствием вовлекаются в исполнение провокационных сценариев».
Гагаузский политолог Михаил Серкили считает, что несмотря на тесные связи Гагаузии с Россией, если не будет реализован донбасский сценарий, говорить об отделении автономного региона от Молдавии не приходится. С другой стороны,очень сильный контроль и влияние на руководство Гагаузии со стороны России, по мнению политолога, будет и в будущем определять политику всей Молдавии. Оазу Нантой соглашается с этим: «Российская Федерация применяет к Молдове другие сценарии, нежели в Украине. Речь не идет о том, чтобы посылать вежливых зеленых человечков. Речь идет о формировании российской пятой колоны, будь то на уровне центральной власти или на уровне регионов. Если будет избран кандидат, который будет послушным исполнителем провокационных сценариев, которые ему будет навязывать Москва, а Кишинев будет по-прежнему парализован внутриполитическим «раздраем» и отсутствием политической воли, тогда автономия может стать элементом дестабилизации».
С другой стороны, в отличие от своего гагаузского коллеги, сотрудник молдавского Института публичной политики считает, что на внешнюю политику Молдавии выборы главы Гагаузии никакого влияния оказывать не будут: «Значимость выборов башкана для европейской интеграции Республики Молдова нулевая, так как внешняя политика страны определяется центральными органами власти на основе выборов в парламент. Разнообразие мнений мы можем наблюдать даже среди жителей соседних сел, поэтому преувеличивать значимость нынешних выборов в автономном округе, где живет 4 процента населения, не стоит».