Мало кто на Западе сомневается в решимости Грузии в конечном итоге интегрироваться с Европой. Но на фоне резкого ослабления курса грузинской валюты, оказавшего негативное влияние на относительно хрупкую экономику республики, раздается все больше голосов, старающихся убедить жителей Грузии пересмотреть свои взгляды на преимущества евроатлантической интеграции.
Мишенью нападок все чаще становится НАТО, который намерен до конца года открыть в Грузии тренировочный центр. На фоне войны Киева с поддерживаемыми Россией сепаратистами подобные возражения, возможно, объяснимы.
Но выступающие против НАТО увязывают данную тему с экономическими вопросами, в том числе предполагаемыми преимуществами расширения торговли с Россией и возглавляемым Москвой Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), а также соображениями о том, что необходимо сделать Грузии для выживания, учитывая падение национальной валюты на 30% по отношению к доллару в этом году.
Ранее в этом месяце 74-летний грузинский парламентарий и пивной барон Гоги Топадзе выразил мнение, не совпадающее с официальной позицией его коллег по правящей коалиции «Грузинская мечта», осудив попытки вступления в НАТО и хвалебно отозвавшись о ЕАЭС. Его заявления, воспринятые как пророссийские, вызвали призывы к бойкоту его пивоваренной компании «Казбеги», экспортирующей свою продукцию в Россию.
Позже, в интервью для телевизионного канала «Рустави-2», Топадзе выразил поддержку подписанию Грузией в 2014 году договора об ассоциации с Евросоюзом, но уточнил, что «разговор сегодня идет об экономике, экспорте и импорте».
Он заявил, что НАТО, будучи военным блоком, лишь сделает Грузию более уязвимой.
Глава Комиссии по оборонным вопросам парламента Грузии Ираклий Сесиашвили подчеркнул в разговоре с EurasiaNet.org, что мнение Топадзе не отражает позиции правительства и что «евроатлантическая интеграция — это билет в один конец». Но он признал, что в обществе растет беспокойство по поводу нежелания Запада дать Грузии что-то большее, чем обещания по поводу интеграции.
«Мы видим, что происходит на Украине и Молдове, и наблюдаем тот же процесс в Грузии», — сказал он.
Организации, пытающиеся аннулировать грузинский «билет в один конец», стали поднимать голову.
Неправительственная организация «Общество Ираклия II», названная в честь грузинского царя XVIII века, приведшего Грузию под покровительство царской России, утверждает, что собрала вместе «от 15 до 19 ННО», чтобы добиваться проведения нового референдума по вопросу вступления в НАТО. (На не имевшем обязательной силы референдуме 2008 года более 70% жителей Грузии высказались за вступление в Североатлантический альянс).
Одним из этих ННО является тбилисский Институт Евразии, финансируемый некими «российскими бизнесменами грузинского происхождения».
Директор данной организации Гулбаат Рцхиладзе, однако, настаивает, что «Россия не использует нас» в рамках кампании по проведению референдума о НАТО.
«Я занимаюсь этим, чтобы защитить интересы Грузии», — сказал он.
По его мнению, опросам, заказанным Национальным демократическим институтом (NDI) и Международным республиканским институтом (IRI), доверять не следует, т.к. они представляют американские геополитические интересы.
Рцхиладзе утверждает, что за пределами Тбилиси, куда он регулярно ездит, люди хотят улучшения российско-грузинских связей.
Планы Грузии в отношении НАТО, по его словам, только заставили отделившуюся от Грузии Южную Осетию закрыть свой рынок для товаров, производимых фермерами с контролируемой Грузией территории. А вот фермеры в расположенной у российской границы Кахетии, являющейся крупным производителем сельхозпродукции, процветают за счет торговли с Россией, добавил Рцхиладзе.
Тот факт, что в России бушует экономический кризис, а российские солдаты помогли Южной Осетии перекрыть границу с контролируемой Грузией территорией, противоречит утверждениям Рцхиладзе, но многие по-прежнему разделяют его мнение.
С момента подписания договора об ассоциации с Евросоюзом прошло около девяти месяцев и некоторые жители Грузии начали задаваться вопросом о том, а что им дали более близкие отношения с Западом. Либерализация визового режима с ЕС не привела к созданию рабочих мест. НАТО не обеспечивает безопасности.
«Европа далеко. Как они могут помочь? … Мы видим, как европейцы свободно приезжают сюда, открывают фирмы, зарабатывают деньги, а мы не можем поехать туда и сделать то же самое, — пожаловался 54-летний тбилисский таксист Ника Джавахишвили. — Вот с Россией все по-другому. Если бы граница была открытой, мы могли бы свободно туда ездить. Сколько нам еще ждать этого — 30, 40 лет?»
Нужно подходить ко всему реалистично, подчеркнула Нино Бурджанадзе, бывшая некогда союзницей ориентированного на Запад экс-президента Михаила Саакашвили, а ныне возглавляющая оппозиционную партию «Демократическое движение — Единая Грузия».
«Как мы можем вступить в НАТО, если Россия находится на нашей территории? — сказала она с насмешкой, имея в виду нахождение российских солдат в отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии. — Почему мы продолжаем говорить об этом, хотя [президент США Барак] Обама заявил, что это невозможно? …»
«Смотрите на вопрос здраво — мы не получим членства [в НАТО], не добьемся безвизового режима [с Евросоюзом]. ЕС не готов к расширению, а Грузия не готова к членству», — заявила она.
Все больше людей, судя по всему, согласны с ее позицией.
Хотя после поездки Бурджанадзе в Москву на встречу с бывшим тогда премьер-министром РФ Владимиром Путиным ее рейтинги по результатам опросов упали до примерно 1%, на президентских выборах в 2013 году за нее проголосовали уже около 10% избирателей. Ее партия добилась схожих результатов на прошедших в прошлом году местных выборах.
Критики часто выставляют Бурджанадзе и других придерживающихся схожих взглядов грузин пособниками Кремля, но Александр Рондели, президент грузинского Фонда стратегических и международных исследований, отмечает, что отсутствие «ощутимых достижений на пути в ЕС и НАТО» действительно может оказать влияние на общественное мнение относительно того, какими должны быть отношения Грузии с Россией.
По его мнению, Кремль пользуется этим, уделяя больше внимания работе через структуры «мягкой силы», выставляющие Запад «плохим, греховным, грязным» и враждебным «нашим традиционным ценностям».
Иногда подобные попытки дают обратный эффект. Бывший чиновник структур местного самоуправления призвал Путина «спасти» Грузию и сфотографировался на снегу с оголенной грудью и российским флагом в руках. Подобный его шаг вызвал больше насмешек, чем симпатии, особенно среди молодых грузин, часто склонных считать себя европейцами.
В том, что касается несогласных, правительство может лишь с уважением отнестись к их праву на свободу слова, заявил представитель «Грузинской мечты» Сесиашвили.
«Нам не нравиться, что люди лоббируют российские интересы, но мы не можем их за это арестовать», — сказал он.