«Люби Отечество земное, — учит нас святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует, но особенно люби Отечество Небесное. То Отечество дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это Отечество заслужено бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того Отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».
В конце 80-х годов прошлого века, на волне сокрушения советской идеологии, в средствах массовой информации стала популярной фраза: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Комментарии, которые сопровождали эту фразу во многих случаях были категоричны — только негодяи становятся патриотами.
Человек «высокой культуры» не может опуститься до такого «мерзкого» состояния, как патриотизм. Фраза продолжала кочевать в основном в писаниях либеральных журналистов, они, как и наследники марксизма, до сих пор свято убеждены, что у «пролетариата нет своего отечества» и весь мир их дом.
На самом деле автором фразы о негодяе и отечестве был английский литературовед XVIII века Самюэль Джонсон, который составил первый в Великобритании толковый словарь английского языка. Вот что в нем написано: «Патриот — это тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране. Патриотизм — это столь высокое чувство, что уже одна только имитация его способна обелить негодяя в глазах доверчивой публики». Обратите внимание, даже имитация патриотизма помогает негодяям выглядеть прилично в глазах общества. А ведь и сегодня это утверждение верно, не так ли? И сегодня немало негодяев прикрываясь патриотическими заявлениями сеют вражду и ненависть между ближними. И немало тех, кто верит им, не задумываясь о том, что патриотизм — это форма любви, а любовь несовместима с враждой к ближним своим.
Каковы же корни патриотизма, из чего он произрастает? С точки зрения атеизма и гуманизма — патриотизм воспитывается в человеке в процессе семейного и школьного образования, путем воздействия на сознание ребенка с помощью специальных культурно-исторических текстов и патриотических мероприятий. Если тексты и мероприятия представляют собой правильно подготовленную систему, то и результат будет высоким. Эта концепция держится на том основании, что патриотизм — это чисто внешнее, привнесенное воспитателями и усвоенное ребенком как рациональная схема. Такая же, как рациональные схемы по математике или физике — запомнил, применил и будет положительный результат. Нарушил, забыл применить и будет отрицательный результат.
Остается открытым самый главный вопрос, на который ни атеисты, ни гуманисты толком ответить не могут — почему же многие легко отказываются от рациональных схем патриотического поведения, когда им предлагается личная выгода? И только немногие готовы отказаться от любых выгодных предложений, ради своих действительно высоких чувств к родине. Более того, есть и такие, которые готовы отдать свою жизнь ради родины, без всякой выгоды для себя.
Согласитесь, что многие даже за деньги не станут прыгать с пятого этажа и не попытаются перейти глубокую реку, не умея плавать. В этом случае рациональная схема, усвоенная в школе вполне работает. А вот украсть у государства с надеждой, что не поймают — те же многие на это пойдут. Спрашивается, куда в этом случае исчезла рациональная схема патриотизма? И если рациональная схема не работает у многих, значит не в ней сущность патриотического воспитания. Тогда в чем?
Вспомним советское время. Тогда также, как и сегодня была система патриотического воспитания в школе. Работала она намного эффективней, чем современная система. И каковы наши результаты сегодня? Мягко говоря, результаты наши печальны. Патриотизм, даже как общественное явление исчезает, ведь патриоты из своей страны не убегают. Несколько сотен тысяч жителей уже уехало, а опросы молодежи показывают, что большинство из них готовы уехать в ближайшие годы. Значит, в советское время было в патриотическом воспитании что-то такое, что несмотря на значительную формализацию этой работы, воспитывало у большинства советских детей настоящую любовь к своей Родине.
«Патриотизм, — писал русский философ И.А. Ильин, — может жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное. В первую очередь — в святынях своего народа. Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины, та сущность, которую стоит любить больше себя. Дела и устремления не ради земного, суетного, преходящего, а ради жизни вечной, дающей душевное спокойствие уже сейчас и возможно приобщение к Царству Божиему». Но в советских школах не приобщали к Царству Божиему, в чем же тогда был секрет?
Секрет был в том, что все патриотическое воспитание было построено на духовных ценностях православного христианства. Назывались они моральным кодексом строителей коммунизма, правда детям объясняли, что служение родине, самопожертвование, милосердие к ближним и поверженным врагам, справедливое отношение к другим и совесть при принятии решений — вот, что двигало нашими предками на протяжении всей истории Руси-России-Советского Союза. И не просто объясняли. Книги, кинофильмы, газеты и журналы постоянно предлагали своим читателям, а читателями тогда была вся страна, примеры жизни простых людей, в которых эти духовные ценности были доминантами не только отдельных поступков, но и всего их поведения.
Одно дело учить молодежь как нужно жить, совсем другое дело, когда молодежь видит вокруг себя сотни и тысячи примеров отношений между людьми, построенных на основе того, чему учат в школе. И неважно, как они называются — духовные ценности Православия или моральный кодекс строителя коммунизма, важно, что люди не только проповедуют их, но и живут, руководствуясь ими. В СССР так и было и в этом весь секрет успешности патриотического воспитания в советских школах. Напомним, что только в течение первого месяца после начала Великой Отечественной войны, в военкоматы было подано четыре миллиона заявлений от добровольцев, из которых три миллиона были призваны в армию. Добровольцы — это не приписной контингент, люди, которые не были обязаны служить в армии.
Но вернемся в день сегодняшний. На каких ценностях современная русская школа должна воспитывать патриотизм? Разве только на рациональных схемах, построенных на фактах из истории и достижениях культуры Латвии? Ведь эффективность таких схем невысока. И в чем тогда специфика воспитания патриотизма в русской школе?
Несомненно, что русская школа должна воспитывать патриотов Латвии, ведь абсолютное большинство учеников русских школ родились и выросли в Латвии. Но у русских Латвии есть и отечество духовное — русская культура и его хранитель — Россия. Поэтому основой патриотического воспитания для учащихся русских школ должны быть исторические свершения Латвии и России, а также культурные достижения латышской и русской культур. Что касается истории Латвии и латышской культуры, то в русских школах они представлены на достаточном уровне.
А вот история России и русская культура в русских школах в явном дефиците. Если проанализировать планы общешкольных мероприятий в любой русской школе, то отчетливо видно преобладание латышских культурно-исторических мероприятий, тогда как мероприятий по русской истории и культуре недостаточно с точки зрения воспитания базовых ценностей русской культурной традиции.
Нам много лет пытались навязывать так называемую «интеграцию» общества. На чем была построена эта интеграция? На исключении или уменьшении русской культурной традиции во всех сферах образования, культуры и жизни. Авторы так называемой «интеграции» общества совершенно игнорировали важнейшую основу, фундамент объединения любого общества — взаимное уважение. В результате «интеграция» провалилась.
Изучение двух историй и двух культур в их взаимоотношениях есть проявление взаимного уважения. Хотите, чтобы уважали вашу историю и культуру — уважайте историю и культуру других. Не будет уважения — не будет и взаимопонимания. Одним словом, будет то межнациональное напряжение, которое мы переживаем все годы, после восстановления государственной независимости Латвии.
Но главное, на чем держится патриотизм, это ценности национальной духовной традиции, которые формируют понимание любви к родине, как долг человека. Для большинства учащихся русских школ — это Православная духовная традиция, как основа русского самосознания.
Важнейшей ценностью русского самосознания является братолюбие, которое в своей высшей форме предполагает отдать жизнь за друзей своих. И если ты любишь брата своего, независимо от его национальности, вероисповедания, то ты постоянно ощущаешь долг перед ним. Долг у духовного человека, это не внешняя обязанность, а внутреннее ощущение, доминанта сознания, которая требует постоянно помнить о нем.
Человек, воспитанный с чувством долга к ближнему, будет не только честно платить налоги и помогать ближним своим в случае такой необходимости, но и станет их защищать, если это потребуется. Духовный человек тем и отличается от бездуховного, что он принимая решения, всегда руководствуется совестью. Оптимальным для него решением является такое, когда в нем совесть не противоречит разуму. Духовный человек без раздумий станет добровольцем, когда нужно будет защищать родину.
Поэтому воспитание патриотизма у учащихся в русских школах требует обязательного и глубокого изучения православных духовных ценностей, которые в настоящее время представлены в курсах истории и литературы. Этого явно мало для полноценного патриотического воспитания. Необходимо либо создание и введение специального блока «Духовная культура», например, в рамках социальных знаний, либо увеличение духовно-нравственных компонентов по другим предметам.
Следует помнить, что вся русская культура создана на основе духовных ценностей Православия. И если коротко ответить на вопрос, что главное в русской культуре, то ответ будет таким — русская культура показывает нам историческую битву добра и зла, братолюбие и ненависть к ближнему, милосердие и безучастность, коллективизм ради общего дела и эгоизм ради личной выгоды, служение своему отечеству и предательство его интересов ради спасения своей шкуры и получения материальных благ. Поэтому в душе каждого русского латвийца должен быть патриотизм к Латвии и уважение к своему духовному Отечеству — России. Каких чувств будет больше, это каждый решит сам.
Русский человек, воспитанный в Православной духовной традиции никогда не опустится до ксенофобии — человеконенавистничества. Потому что братолюбие требует признания в другом образа Божия, независимо от веры, национальности, языка или расовой принадлежности другого. Ксенофобия же рождается у людей низкого уровня духовной культуры, отрицающих в другом образ Божий, что приводит к духовному заблуждению — прелести. Человек, не видящий в другом образ Божий, теряет остатки своей духовности.
Потеря духовности постепенно приводит к тому, что вместо правды человек начинает, не замечая этого сам, создавать идолов в своем сознании, придавая им сакральные черты. Такими идолами могут стать национальные символы, мифологизированные факты истории, исторические персоналии, «упакованные» в мифологические оболочки. При этом сам идолопоклонник может быть человеком высокой культуры. Причина мифологизации исторических фактов и персоналий заключается в замене на уровне сознания духовных ценностей добра национальными, расовыми, классовыми ценностями или вырванными из контекста религиозными догматами.
Так рождается расизм, национализм, классовый или религиозный фанатизм. Постепенно изменяется все поведение идолопоклонника, ведь созданные идолы требуют жертв и значит нужно искать такие жертвы. И жертвами объявляются все, кто выступает против приоритета расы, нации, класса, религиозного догмата. Такой человек становится воинствующим фанатиком идола, теперь у него есть смысл жизни — борьба против тех, кто не разделяет его фанатизма и идолопоклонства. Теперь это подлинный негодяй, рядящийся в одежды патриота. Вся его деятельность — откровенная ксенофобия.
Ксенофоб может прикрываться патриотическими лозунгами, но весь его патриотизм сводится к борьбе против ближних, это принципиальный момент его деятельности. Обратите внимание — ксенофоб всегда борется не за, а против. Тогда как подлинный патриотизм предполагает борьбу за интересы своего народа, без его разделения на своих и чужих. Патриот видит образ Божий в каждом человеке, пускай этот образ и искажен греховными страстями, но это все-таки образ Божий. Враг для патриота тот, кто приходит порабощать духовно и уничтожать физически его народ. Патриот помнит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12), потому что патриотизм есть дар человеколюбия.
Итак, может ли русский быть патриотом Латвии? Вне всяких сомнений, может и даже должен, если он здесь родился и вырос. Любить Отечество земное есть долг подлинно русского человека, обладающего православным самосознанием. Но и власть должна уважать русского человека и это уважение выражается в создании таких культурно-образовательных условий, при которых каждый желающий сможет приобрести и сохранить свою русскую культурную идентичность. Поэтому непонятно одно — кто нужен власти, патриоты или ксенофобы?