Очень бы хотелось добиться от «Братьев-мусульман» и их сторонников четкого и конкретного ответа на такой простой вопрос: вы не раз говорили о том, что основная причина терроризма в Египте — «военный переворот» и отмена результатов демократических выборов, позволивших Мухаммеду Мурси прийти к власти. Если это так, то как в этом случае объяснить страшное преступление в музее Бардо, совершенное 18 марта средь бела дня в непосредственной близости со зданием тунисского парламента и унесшее жизни 23 человек, 20 из которых были туристами?
«Братья», а также те, кто разделяет их идеи, не раз говорили нам о том, что Тунису удалось избежать участи Египта, Сирии, и Ирака потому, что в этой стране победила демократия, уничтожившая такое явление, как экстремизм. Как же теперь они могут объяснить то, что произошло в Тунисе? В соответствии с их точкой зрения, участие тунисских «братьев» и партии «Ан-Нахда» в парламентских выборах, в результате которых они пришли к власти, загнало экстремистов в угол и лишило их смысла существования.
Туниская «Ан-Нахда» действительно стала той политической силой, по инициативе которой были разработан проект новой конституции и созвана конституционная комиссия. Она добилась создания в Тунисе системы, гарантировавшей участие всех граждан в политических процессах.
В результате тунисцы вновь пошли к избирательным урнам, и по итогам состоявшихся парламентских выборов «Ан-Нахда» покинула авангард общественной жизни страны, уступив лидерство светской партии «Нидаа Тунис». За этим последовала победа на президентских выборах кандидата от этой партии Бежи Каида эс-Себси. Он сменил на президентском посту поддерживаемого «братьями» Монсефа Марзуки. «Ан-Нахде» же пришлось довольствоваться участием в правительстве национального единства.
Таким образом, в Тунисе была реализована идеальная демократическая модель. Граждане страны приняли участие в равном голосовании, пришли к консенсусу и согласились с волей большинства. Так откуда же в Тунисе было взяться насилию и терроризму? Как объяснить многочисленные террористические акты, совершенные против государственных институтов и сил безопасности? И как объяснить убийства двух политиков левого толка Шокри Белаида (Chokri Belaïd) и Мухаммеда Брахми (Mohamed Brahmi), совершенные в то время, когда во главе страны стояли исламисты?
Мы постоянно и бездумно повторяем одно и то же: основные причины терроризма — это бедность, необразованность и безработица. Но пример Туниса говорит нам об обратном. Здесь практически полностью ликвидирована безграмотность и относительно высок уровень образования. Показатели бедности в Тунисе гораздо ниже, чем в других арабских странах. Тунисский терроризм невозможно объяснить отсутствием демократии или ростом бедности.
Конечно, все вышеперечисленные факторы имеют непосредственное отношение к распространению экстремизма и терроризма, но они играют в этом не определяющую, а скорее, и то не всегда, вспомогательную роль. Основная причина терроризма на Ближнем Востоке кроется в ментальности экстремистов, живущих по книжным канонам книг, не имеющих никакого отношения к истинному исламу.
Пусть тот, кто в этом сомневается, ответит себе лишь на один вопрос: разве ИГИЛ борется с государствами и правительствами ради демократии и власти закона?
Мы спрашиваем всех тех, кто разделяет исламистские идеи: вы действительно считаете, что лидеры экстремистских и террористических организаций в Египте верят в демократию? А у самих «Братьев-мусульман» следует спросить, действительно ли они думают, что понимают демократию так, как ее понимает весь остальной мир? Если да, то почему они не могут допустить прихода к власти женщин или, например, коптов?
Теракт в музей Бардо раскрыл перед нами одну важную истину, которую должны осознать все без исключения. Она заключается в том, что корни терроризма на Ближнем Востоке кроются не в недостатки развития, бедности или отсутствии демократии. Основная проблема — в умах экстремистов. В Тунисе проявилась истинная природа терроризма: в погоне за призрачной идеей он отвергает все основы демократии и моральные устои. В Тунисе не было недостатка в демократии или развитии, скорее наоборот. Мы должны изучить лицо своего врага. Если нам удастся это сделать, то, возможно, мы сумеем победить преступников, покусившихся на саму суть ислама.