Кристоф Андерссон, эксперт по правоэкстремистским движениям Швеции и их связям с зарубежьем, прокомментировал опубликованный шведским Фондом Expo отчет «Нетолерантность 14», рассказывающий о деятельности в стране профашистcких и неонацистских организаций в 2014 году. По подсчетам Expo, в прошлом году неонацистами было проведено 2864 акции, на 530 больше, чем в 2013 году. Несмотря на активность, «Партии шведов» не удалось получить ни одного мандата даже в органы муниципального самоуправления. Однако, по мнению эксперта, речь идет не только о политической власти.
«Речь о той тревоге, которая создается в обществе этими экстремистскими группировками. И то, что они терпят политическое поражение, только подтверждает мой тезис: в случае политической неудачи появляется склонность к применению других методов», — Андерссон имеет в виду насильственные методы шведских правых экстремистов.
Поскольку в Швеции экстремистов не приемлют, они едут в Россию, для участия, например, в русском Международном консервативном форуме. «Другими словами, они пытаются найти союзников на стороне, не имея какой— либо политической власти в Швеции», — продолжает Андерссон.
На форуме, состоявшемся в Санкт-Петербурге, была представлена и «Партия шведов». В статье «Шведские нацисты участвовали в русской встрече», опубликованной газетой Dagens Nyheter, цитируется интернет-страница этой партии: «Белая кожа — наше главное уникальное знамя».
О российских контактах этой партии известно очень мало. Это новое поле деятельности таких исследователей, как фонд Expo и принадлежащий ему одноименный журнал, но развитие ситуации пугает, считает наш собеседник.
— Сравним это с тем, что происходило, скажем, во время Второй мировой войны: тогда шведские нацисты мало что могли сказать в Швеции, политической власти у них не было, и самих их было меньше, чем неонацистов сейчас. И тогда они обратились к нацистской Германии, к Гитлеру, и там заручились очень сильной политической поддержкой и могли продолжать свою деятельность.
— И тогда можно задаться вопросом: не повторяется ли история?
— Только в этот раз дело не о нацистской Германии, а о России, которая поддерживает правых экстремистов или, возможно, будет поддерживать. И это тоже очень тревожно, если допустить, что мы находимся на пути к новой холодной войне.
— Есть ли основания утверждать, что «Партия шведов» получает какую-либо помощь из России?
— Когда едут на конференцию в такую могущественную страну, как Россия, то, наверное, надеются вернуться оттуда не с пустыми руками.
— Что внушает в годовом отчете Expo особое беспокойство?
— То, чего в нем нет, а именно то, что правые экстремисты едут в Россию, чтобы найти там поддержку.