Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вопрос формирования власти в Армении решается за ее пределами

Интервью с экспертом по политическим и избирательным технологиям Арменом Бадаляном.

© flickr.com / 517designПлощадь Республики в Ереване
Площадь Республики в Ереване
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не секрет, что Армения находится под пристальным вниманием как России, так и Запада, но Россия не снизила свое влияние здесь, а влияние Запада постепенно ослабло, если учесть то, что в ЕС происходят изменения политических взглядов, потому что ЕС уже отступает от политики противопоставления с Россией, предполагается, что Запад в данный момент не будет активно влиять на политические процессы в Армении.

— Лидер партии «Процветающая Армения» (ППА) Гагик Царукян ушел из политики. Сейчас ППА, фактически, провозгласила себя оппозицией. На ваш взгляд, ППА сможет действовать на политическом поле, учитывая то, что они больше не выдвигают требования о внеочередных выборах, а также нет их жесткой позиции относительно конституционных изменений?
 
— Во-первых, в политологии не существует такого понятия, как оппозиционное поле. Политическое поле не разделяется на поле власти и оппозиционное поле.  Политическое поле едино, потому что партии характеризуются по другим признакам. Оппозиция — это всего лишь паспорт партии в системе государственного управления. Если партия формирует исполнительную власть, то она считается властью, если она не формирует исполнительную власть, но заявляет, что защищает исполнительную власть, считается проправительственной, если политическая сила не формирует власть, и не заявляет, что защищает исполнительную власть, она становится оппозицией, независимо от того, как она себя будет называть, альтернативой, или неправительственной силой. То есть, власть-оппозиция — это характеристика в государственной системе управления, а вне этой системы, в политической системе, имеет нулевое значение, кем ты являешься — властью, оппозицией, или проправительственной силой. На политическом поле силы имеют совершенно другие характеристики, скажем, имеешь ли ты влияние, или нет, являешься пророссийской, или прозападной, или нет, христианской, или нет, правой, или левой. Однако многие сегодня говорят, что существует оппозиционное поле, которое имеет оппозиционных избирателей, и если какая-то сила считает себя радикальной оппозицией, то эти оппозиционные избиратели должны голосовать за нее, но это не так. В действительности люди отдают свой голос той или иной силе не потому, что она является оппозицией, или властью, а исходя из совершенно других принципов.
 
Что касается ухода из ППА, то это характерно для всех видов административных структур, а ППА, даже будучи оппозицией, несет в себе свойства, характерные административной структуре. До недавнего времени ППА была членом правящей коалиции, многие вступили в эту партию только для получения должности, и когда она из власти превратилась в оппозицию, то посчитала себя альтернативой, чтобы эти люди не уходили из этой структуры. Естественно, если бы ППА считала себя оппозицией, то те люди, которые не хотели быть оппозицией, и были членом ППА только по той причине, что эта партия была довольно влиятельной, и могла постоять за них, сейчас, видя, что их лидер ушел, а влияние начало снижаться, многие начали уходить из этой партии. Это естественное явление, и в Армении это происходило несколько раз, начиная с 1991 года, когда коммунисты начали выходить из Компартии, это повторилось в 1998 году, когда многие покинули АОД (Армянское общенациональное движение), а также в 2003 году, когда Степан Демирчян, потерпел неудачу на выборах, и многие вышли из НПА (народная партия Армении). То же самое произойдет также и с РПА (Республиканская партия Армении), если РПА лишится власти. Можно сказать, что сейчас ППА избавляется от балласта, который в партии обеспечивал только количество, и больше ничего.
 
Что касается того, что сегодня ППА больше не требует президентских или парламентских внеочередных выборов, то проблема не в требовании. Смотрите, после 1-го марта 2008 года, оппозиция требовала внеочередных президентских и парламентских выборов, достигла она этой цели? Проблема не в том, что ты требуешь, а в том, насколько ты влиятелен, чтобы достичь результатов. Если ты что-то требуешь, но не получаешь результатов, то начинаешь восприниматься, как слабая структура. Если не сможешь осуществить свое требование, значит, не нужно требовать. Требование не должно быть самоцелью.
 
Что касается конституционных изменений, то ясно, что это делается для воспроизводства одного человека — действующего президента. После конституционных изменений он может претендовать на должность председателя Национального Собрания, который после этих изменений получит довольно большие полномочия. То есть, конституционные изменения нужны не для воспроизводства РПА, как многие говорят, а конкретно для воспроизводства одного человека. Если у этого одного человека есть власть, то у РПА тоже будет власть, а если у этого человека не будет власти, то РПА тоже не будет воспроизводиться, и внутри этой партии будут те же процессы, которые сейчас происходят в ППА. Даже без процесса ослабления ППА, ничего не помешает РПА и действующему президенту осуществить конституционные изменения, потому что это связано с обществом. Власти очень спокойно могли осуществить эти изменения, и применив материальную заинтересованность, добиться соответствующих процентов. Просто сейчас легче будет это сделать.
 
Проблема здесь более глубокая, дело в том, что конституционные изменения уже становятся юридическим документом формирования власти, а в Армении вопрос формирования власти решается не внутри Армении, а за ее пределами, конкретнее, в России. Проблема следующая: власти Армении действительно могут осуществить конституционные изменения, и этому ничего не помешает, но согласится ли Россия. Во-вторых, власти РФ очень спокойно могут согласиться, потому что в Москве Армению рассматривают, как территорию, которая подчиняется им, де-факто Армения уже давно превратилась в территориальную единицу РФ, как, скажем, Республика Татарстан, или Республика Тува. Сейчас Россия может быть не против того, чтобы действующий президент стал председателем НС, но некоторые должности должны оставаться под ее контролем, в том числе МИД, Минобороны, СНБ, и, возможно, должность премьер-министра. В этих условиях Россия очень спокойно может смириться, и согласиться с конституционными изменениями. То есть, действующий президент становится президентом ничего не решающего клуба НС, но некоторые министры исполнительной власти переходят под контроль РФ.
 
Сейчас оппозиционные силы Армении — ППА, АНК (Армянский национальный конгресс) и другие, если хотят, чтобы произошли конституционные изменения, должны поехать в Москву, и провести переговоры с руководством России. Здесь тоже есть различные проблемы. Когда ты идешь на переговоры с руководством России, ты должен предложить что-то конкретное, вопрос в том, что должны предложить АНК и ППА, чтобы она не согласилась с конституционными изменениями. Они должны предложить что-то конкретное. Но сегодня у не вижу у АНК и ППА конкретных предложений, а без них, как может Россия быть против конституционных изменений, и почему должна защищать оппозицию. Это немного непонятно. Во-вторых, если РФ соглашается с конституционными изменениями, и действующий президент осуществляет эти изменения, имеющие чисто технический характер, то если оппозиция хочет иметь квоту в будущем парламенте, обеспечить количество депутатов, она вновь должна поехать в России, провести переговоры, чтобы получить квоту в НС, потому что свершился важнейший факт. После 3-го сентября 2013-го года Армения стала территорией, подчиняющейся России, и пока оппозиция не действует, исходя из принципов, она не добьется успехов. Почему? Потому что принято так, что если общество не формирует власть, власть формируют внешние силы, а общество Армении довольно ослабло, и по этой причине можно сказать, что в Армении формирование власти осуществляет не общество Армении, не Баграмяна, 26, (адрес администрации президента Армении) или же Мелик-Адамяна, 2, (адрес офиса правящей Республиканской партии Армении), а конкретно один человек в Кремле. Это уже реальность, хочешь ты этого, или нет, нравится тебе это, или нет, и если ты не являешься политическим деятелем, то должен учесть эту реальность. Если ты понимаешь эту реальность, то добьешься успеха, если нет, то не добьешься.
 
Много говорят о гражданском обществе, хочу подчеркнуть, что в Армении нет гражданского общества, есть всего лишь активные граждане, которые попытались осуществить какие-то действия в каких-то сферах, но нигде не добились успехов, кроме победы в вопросе водопада Трчкана, в вопросе Техута проиграли, сквер Маштоца был пиаром властей, проект 100 драмов был пиаром властей. Даже движение «Я — против» не добилось никаких успехов, потому что власти сделали то, что хотели, то есть, общество само ослабло, поэтому ослабла и оппозиция. Признаком ослабления общества является ослабление ППА, то, что активистов очень мало, и они не добиваются успехов, то есть, общество сегодня превратилось в группу довольно маргинальных и ослабленных людей, и не хочет заниматься внешней и внутренней политикой страны, чему мы стали свидетелями.
 
Много говорят о том, что эта ситуация не выгодна также и властям, что власти могут попытаться создать какие-то структуры. Властей эта ситуация полностью устраивает, потому что нет оппозиции, и они абсолютно свободны в своей деятельности, что захотят, сделают, и это уже заметно в их действиях, в том числе, и в вопросе назначения губернатора Сюникской области. Кроме того, много говорится о том, что какие-то прозападные структуры могут объединиться, создать единый союз, и так далее. Можно сказать, что руководители стран с авторитарной системой управления всегда пытались создавать желательную для себя карманную оппозицию, и пытались давать различные названия: институциональная, идеологическая, конструктивная и так далее. Сейчас то же самое пытаются сделать и в Армении, первые признаки мы видим. Уже однажды они прошли этот путь, и если помните, во время прошлых парламентских выборов был создан, так называемый, союз партий «Наследие» и «Свободные демократы», который через короткое время потерпел поражение, поскольку в Армении нет прозападной массы, есть маленькие прозападные группы. И если даже будет создана прозападная структура, через короткий промежуток времени она вновь проиграет, и будет просить денег у властей для осуществления каких-то действий.
 
На политическую ситуацию в Армении влияет также и Запад, потому что не секрет, что Армения находится под пристальным вниманием как России, так и Запада, но Россия не снизила свое влияние здесь, а влияние Запада постепенно ослабло, если учесть то, что в ЕС происходят изменения политических взглядов, потому что ЕС уже отступает от политики противопоставления с Россией, предполагается, что Запад в данный момент не будет активно влиять на политические процессы в Армении. Это также должны учесть силы, существующие на политическом поле.

(Публикуется с сокращениями).