Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Армения-Евросоюз — важные уроки

© flickr.com / President of the European CouncilПрезидент Армении Серж Саргсян и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей
Президент Армении Серж Саргсян и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Накануне предстоящего в Риге очередного саммита программы Восточного партнерства Евросоюза, в Армении учащаются вопросы относительно того, подпишут ли Ереван и Брюссель какой-нибудь документ о сотрудничестве. Причем, есть также и деятели, которые говорят о новом соглашении о ассоциации Армении и ЕС, что, пожалуй, является заблуждением.

Накануне предстоящего в Риге очередного саммита программы Восточного партнерства Евросоюза, в Армении учащаются вопросы относительно того, подпишут ли Ереван и Брюссель какой-нибудь документ о сотрудничестве.
 
Причем, есть также и деятели, которые говорят о новом соглашении о ассоциации Армении и ЕС, что, пожалуй, является заблуждением. Дело в том, что новый документ Армения-Евросоюз не будет Ассоциативным документом, потому что ассоциация была четким и конкретным статусом, которого Армения лишилась, выбрав другой статус — членство в Евразийском экономическом союзе. Следовательно, речь может идти всего лишь о новом документе относительно отношений Евросоюз-Армения, который подразумевает уже не статус, а закрепление и описание определенных перспектив отношений.
 
Слухи или ожидания в плане нового документа активировались благодаря некоторым событиям, которые произошли в Ереване на прошлой неделе — пленарное заседание парламентской ассамблеи «Евронест» и заседание межпарламентской комиссии Армения-Евросоюз.
 
О переговорах вокруг нового документа было заявлено еще в декабре прошлого года, на уровне замминистра экономики Армении. Однако в дальнейшем прозвучали заявления, что в ходе переговоров пока не появилась определенность, и было поставлено под сомнение то, что можно будет успеть подготовить какой-нибудь документ для подписания в Риге.
 
Наряду со всем этим, в тени множества вопросов остается одна более важная проблема — вопрос содержания нового документа. Предположим, какой-нибудь документ, тем не менее, удастся подготовить. Но какое содержание будет у этого документа? Новый документ будет подписан просто для соблюдения формальности, или положения этого документа, тем не менее, важны? Если важны, то почему нет обсуждения на тему содержания?
 
Руководитель организации «Европейские друзья Армении» в Ереване заявил, что в новом документе существенно отразится, сохранится содержание политической части Ассоциативного соглашения. Но, с одной стороны, общество Армении даже не знает подробностей этого содержания, кроме того, несомненно, новый документ не может не отражать новые реалии в ключевых вопросах, причем, также и отражать определенные прогнозы относительно будущего. Дело в том, что события в мире так быстро развиваются, что экономическая и политическая ситуация стареет очень быстро.
 
В соответствии с этим, целесообразно ли, чтобы в новом документе Армения-Евросоюз механически отражались некоторые положения бывшего документа? С другой стороны, если эти положения не отразятся механически, тем не менее, вновь возникает вопрос: могут ли в основе нового документа быть содержательные «постулаты» прежнего документа, если переговоры вокруг прежнего завершились, по крайней мере, два года назад, а в течение двух лет произошли такие события, которые в корне изменили ситуацию как в мире, так и в регионе. Причем, эти изменения еще продолжаются, и даже не исключено, что некоторые согласованные вопросы накануне саммита в Риге тоже устарели, и нужны будут новые обсуждения, тем более, что в этом смысле внешняя политика Армении не самостоятельная, и нужно будет все согласовать с Россией.
 
Эта ситуация для безопасности работ по формированию нового документа вокруг отношений Армения-Евросоюз делает императивом наличие, так сказать, высокой степени прозрачности содержательной стороны, в отличие от переговоров вокруг Ассоциативного соглашения. В конечном счете, именно содержательная непрозрачность прежних переговоров стала причиной того, что эти переговоры стали достаточно уязвимыми с точки зрения политических манипуляций. Возможно, рассчитывали на то, что не публичность содержания позволит избежать уязвимости. Но получилось наоборот, по причине того, что Армения сама была не самостоятельным субъектом, обсуждения и переговоры, будучи лишенными общественной поддержки, вследствие непрозрачности, с легкостью стали мишенью закулисной политики и манипуляций для России.
 
Если не будет обеспечен хотя бы минимальный уровень прозрачности, и достаточный уровень публичности обсуждений относительно содержания, существует риск, что рано или поздно той же судьбы удостоится также и этот документ, даже после подписания. Следовательно, в вопросе документированного закрепления новых перспектив отношений Армения-Евросоюз приоритетной задачей и акцентом должно быть не то, когда будет подписан документ, успеют ли к подготовить его к саммиту в Риге, или нет, а то, какое содержание будет иметь этот документ. Подписание, или сроки подписания сегодня не должны быть самоцелью.
 
Важными должны быть прозрачность обсуждений, и публичность проблемы, повышение роли общества в обсуждениях относительно содержания, потому что благодаря этому, процесс построения новых отношений Армения-Европа станет более защищенным. Главное, именно эта защищенность, прочность, а не дата подписания.