После глубокой рецессии, наступившей вслед за дефолтом 1998 года, российский внешнеторговый оборот резко пошел в гору на целых десять лет. На фоне повышения цен на сырьевые ресурсы объемы экспорта начали расти, стали увеличиваться и объемы импорта, поскольку появляющийся средний класс — вероятно, впервые в истории страны — мог себе позволить покупать много автомобилей иностранных марок, одежду, продукты и предметы роскоши.
В России, как и в других странах, внешняя торговля серьезно пострадала в результате финансового кризиса 2008-2009 годов. Однако объемы импорта и экспорта довольно быстро поднялись на прежний уровень и вскоре побили новые исторические максимумы.
Сокращение внешнеторгового оборота в течение 2014 года было незначительным. В первых трех кварталах объемы экспорта уменьшились приблизительно на 4,5%, а объемы импорта сократились на 2,1%. Эти цифры никоим образом не являются катастрофическими, но они явно свидетельствовали о замедлении прежней тенденции и указывали на то, что в ближайшей перспективе ситуация ухудшится. Обвал цен на нефть, происходивший на протяжении нескольких последних месяцев 2014 года, а также сопутствовавшее этому обесценивание рубля показали, что, вне всякого сомнения, первые несколько месяцев 2015 года будут неприятными.
И вот Росстат только что опубликовал последние данные о состоянии внешней торговли. Сказать, что цифры «неприятные» — значит, почти ничего не сказать. Они — совершенно катастрофические.
Экспорт сократился на 31,4% — с 39,5 миллиарда долларов до 27,5 миллиарда. Совершенно очевидно, что это плохо, но, учитывая, что произошло с ценами на нефть, все могло быть еще хуже. Хотя по-настоящему пугающие цифры касаются импорта. Они совершенно провалились: сокращение составило целых 40,8%. Нет-нет, это не опечатка. За первый месяц года объем импорта в Россию сократился по сравнению с уровнем 2014 года более чем на сорок процентов. В сводке Росстата нет подробной разбивки по статьям импорта, но в пропорциональном отношением самое существенное сокращение импорта произошло в разделе «машины, оборудование и транспортные средства». Здесь сокращение в процентном отношении (55,2) — еще более еще более значительное, чем общий показатель.
В таком случае общий внешнеторговый товарооборот России ежегодно в целом сокращался на 34%. Если рассматривать эти цифры в привязке к конкретным ситуациям, то через год после глобального финансового кризиса внешнеторговый оборот России сократился на 35%. Следовательно, ущерб, нанесенный внешней торговле России падением цен на нефть, обесцениванием рубля, западными санкциями и «собственными» ответными санкциями России, по масштабам практически равен ущербу, который нанес обвал глобальной финансовой системы, спровоцированный банкротством Lehman Brothers. Иначе говоря, все очень серьезно.
Другие экономические показатели (например, объемы промышленного производства, уровень безработицы) под воздействием кризиса пока существенно не изменились. В 2014 году российский ВВП даже вырос, и хотя в начале 2015 года объемы промышленного производства сократились, это сокращение было относительно небольшим (в пересчете в годовом исчислении сокращение составит примерно 1%-2%). Однако данные о состоянии внешней торговли, предоставленные Росстатом, указывают на то, что потери, которые несет вся российская экономика в связи с сегодняшним кризисом, могут быть гораздо серьезнее.
Несомненно, ситуация может быстро измениться: если будут отменены санкции или цены на нефть опять вырастут, то внешнеторговый оборот России, по всей вероятности, опять начнет расти — практически так же, как это было в 2009 году. Правда, нет никаких гарантий того, что это произойдет, а пока есть все основания полагать, что прежде чем проблемы с санкциями и ценами на нефть будут решены, ситуация будет только ухудшаться.