Когда Москва в прошлом году аннексировала Крым, а пророссийские сепаратисты начали захватывать власть на востоке Украины, Киев выдвинул новаторскую идею и стал назначать региональными губернаторами самых богатых людей Украины в попытке не допустить распространения беспорядков на центр страны. Первым из них свое согласие дал Игорь Коломойский.
По его словам, это такой способ для олигархов «искупить свою вину перед народом, начав служить государству».
Такая политика дала свои результаты. На посту губернатора Днепропетровской области Коломойский вел борьбу с поддерживаемыми Москвой ополченцами, которые сегодня контролируют большие участки территории на востоке. Его финансовая поддержка добровольческих батальонов имела критическое значение для сдерживания наступления повстанцев.
Но критики олигарха в Киеве начали бить тревогу. Они говорили, что Коломойский использует свое служебное положение губернатора, чтобы расширить собственную бизнес-империю, а созданные при его помощи добровольческие батальоны превратить в личную армию. Страхи усилились на этой неделе, когда явно преданные Коломойскому люди в форме появились в киевских штаб-квартирах двух крупнейших энергетических компаний Украины, вызвав слухи о борьбе за власть между олигархом и украинским президентом Петром Порошенко.
Но внезапно эта длившаяся неделю драма получила неожиданную развязку. Вчера рано утром было объявлено о том, что президент отправил Коломойского в отставку с поста губернатора.
Разрыв между двумя самыми влиятельными на Украине людьми, которые прежде были союзниками, стал поистине политическим землетрясением и самым мощным внутренним кризисом в новом правительстве с момента победы в прошлом году революции. Он может создать на Украине новый цикл нестабильности в тот самый момент, когда страна пытается преодолеть мощнейший экономический кризис и сепаратистское восстание на востоке.
Эта ссора может также сыграть на руку Москве, которая выступает против прозападного правительства в Киеве и очень обрадуется его краху.
Однако отставка Коломойского также вызвала похвалу. «Правильный, необходимый и решительный поступок», — сообщил в Твиттере старший научный сотрудник Института мировой экономики им. Питерсона (Peterson Institute for International Economics) и эксперт по Украине Андерс Аслунд (Anders Aslund).
Этому решению предшествовала серия шагов правительства Порошенко, направленных на то, чтобы подрезать олигарху крылья. В этом месяце парламент принял закон, снижающий влияние Коломойского на нефтяную компанию «Укрнафта», где он является миноритарным акционером. А правительство, между тем, попыталось усилить свой контроль над государственным оператором нефтепроводов — компанией «Укртранснафта», сняв с должности лояльного Коломойскому руководителя этой компании Александра Лазорко.
По словам двух депутатов Рады, Коломойский в прошлый четверг вечером отправил группу людей в полевой форме и в масках в здание управления «Укртранснафты», чтобы защитить Лазорко. Выйдя из здания, Коломойский заявил журналистам, что он со своими людьми освободил компанию от «российских саботажников», пытавшихся установить там свой контроль.
А в субботу вооруженные люди заняли позиции вокруг «Укрнафты». Коломойский заявил, что их цель — защитить компанию от «рейдерского захвата». Власти отреагировали на это очень резко. Министр внутренних дел Арсен Аваков назначил крайний срок для отвода этих людей, а Порошенко сказал, что ни у одного губернатора не должно быть «своих собственных карманных вооруженных сил».
Затем последовала отставка Коломойского.
Трудный переходный период
Наблюдая за этими событиями, рядовые украинцы по вполне понятным причинам испытывают разочарование. Прошлогодняя революция Евромайдана, отстранившая президента Януковича от власти, должна была дать надежду на построение новой Украины, освобожденной от коррупции, кумовства и протекционизма, которые преследуют ее с тех пор, как она в 1991 году получила независимость от Советского Союза. Предполагалось, что революция ограничит влияние малочисленной группы магнатов, которые последние двадцать лет растаскивали национальные богатства и в процессе этого укрепляли собственную политическую власть. Но недавние события показали, насколько это трудно.
«Олигархическая система — это по-прежнему серьезное препятствие и тормоз в процессе реформ, — сказал один работающий в Киеве западный дипломат. — Если вы хотите построить новую Украину, вы должны порвать с этой системой». Пока еще слишком рано делать выводы, является ли отставка Коломойского таким разрывом. Циники в Киеве отмечают, что Порошенко и сам является олигархом, сколотившим состояние на конфетах.
Коломойский утверждает, что власть его не привлекает, и что политических амбиций у него нет. Давая за несколько дней до своей отставки интервью Financial Times, он сказал, что ушел бы с поста губернатора «хоть завтра», «но они меня не отпустят». В чем причина? «Люди говорят, что весной снова начнется война», — мрачно заявил олигарх.
Коломойский — человек жизнерадостный и общительный, одетый в футболку, с брюшком и кустистой седой бородой. Он располагает к себе и часто дает удивительно откровенные интервью. Но он также очень переменчив, и от обаятельной улыбки может мгновенно перейти к взрыву гнева. Одному из своих собеседников он сказал, что тот «ни х.. не знает», парламент назвал «кучей дерьма», а своих критиков — «продажными предателями» и «ничтожествами».
Но под пельмени с водкой он очень трогательно говорил о своей любви к Украине и о патриотизме, заставившем его согласиться на должность губернатора. Именно чувство национальной гордости заставило его во время прошлогоднего крымского кризиса назвать президента России Владимира Путина «шизофреником-коротышкой». Путин в ответ отозвался о нем как об уникальном проходимце.
Но Коломойский говорит, что понимает, почему Путин захватил Крым. «Он просто воспользовался ситуацией, — пошутил олигарх. — Он такой же рейдер, как и мы».
Коломойский родился в еврейской семье в Днепропетровске в 1963 году, когда Украина была еще советской республикой. С ранних лет он проявлял предпринимательские способности. В молодости Коломойский скупал плоды шиповника и подсолнечник, а затем обменивал их на электротовары. Электротовары он с большой прибылью реализовывал на рынках Днепропетровска и Одессы.
В 1989 году приехавшие из США родственники подарили Коломойскому компьютер IBM XT, который он продал местному предприятию. «Прибыль была больше, чем я имел от шиповника за месяц», — говорит он. Затем он начал ездить в Москву, где покупал компьютеры, а затем продавал их украинским предприятиям, благодаря чему быстро стал рублевым миллионером.
В 1992 году Коломойский вместе с партнерами создал одно из первых на Украине частных кредитных учреждений «Приватбанк». Сегодня это крупнейший банк в стране, на долю которого приходится четверть всех вкладов в национальной банковской системе. Созданная им совместно с партнерами бизнес-империя «Приват» разрослась, и сегодня представлена в энергетике, СМИ, банковском секторе, нефтехимии, горнодобывающей отрасли, и авиаперевозках. Forbes оценивает состояние олигарха в 1,35 миллиарда долларов, но его карьера отмечена громкими скандалами, враждебными захватами, благодаря чему Коломойский обрел репутацию одного из ведущих корпоративных рейдеров Украины.
Расширение бизнеса
Кажется, что порой Коломойский гордится такой репутацией, но бывают моменты, когда он ее отвергает, предпочитая называть свою тактику корпоративным шантажом. Слово «рейдер» он считает скорее комплиментом, чем оскорблением. Рейдеры как волки — санитары леса, очищающие его от «слабых и больных» и тем самым добывающие себе пропитание. Он добавляет: «Если есть рейд, значит, для него есть условия. Закон несовершенен. Значит, кто-то не умеет управлять и хозяйствовать как надо. Значит, есть конфликт между акционерами».
Некоторые его жертвы дают ему отпор. В прошлом году российская нефтяная компания «Татнефть» получила через международный арбитражный суд компенсацию от Украины в размере 112 миллионов долларов за захват ее доли в крупнейшем украинском нефтеперерабатывающем заводе в Кременчуге. Захват был осуществлен в 2007 году структурами, связанными с группой «Приват».
В начале 2000-х годов Коломойский с партнерами начал увеличивать свою долю в одном из самых прибыльных инвестиционных проектов — в компании «Укрнафта». Но его инвестиционное участие оказалось весьма скандальным. По словам аналитиков, компания на протяжении нескольких лет продавала свою нефть связанным с «Приватом» трейдерам по ценам ниже рыночных, делая это на ежемесячных аукционах, куда не допускали конкурентов.
Коломойский отрицает, что это была нечестная схема. Нефть с Украины не уходила на экспорт, а в стране был только один работающий завод по ее переработке — Кременчугский, который контролировался группой «Приват». «На рынке был только один продавец и один покупатель», — заявляет олигарх.
Критики отмахиваются от этих доводов. «От схем такого рода я не вижу никакой выгоды ни для государства, ни для миноритарных акционеров „Укрнафты“, которые совместно контролируют 55 процентов компании», — сказал генеральный директор Dragon Capital и президент Европейской бизнес ассоциации в Киеве Томаш Фиала (Tomas Fiala).
Группа «Приват» по сути дела контролировала «Укрнафту», хотя владела там лишь 42 процентами. Согласно украинскому законодательству, ежегодное собрание акционеров правомочно лишь в том случае, если на нем присутствуют инвесторы, контролирующие как минимум 60 процентов + одна акция. Всякий раз, когда владеющая половиной «Укрнафты» государственная газовая компания «Нафтогаз» пыталась сменить правление, «Приват» просто не появлялся на собрании акционеров. Благодаря такой уловке эта группа долгие годы блокировала в «Укрнафте» выплату дивидендов на миллиарды долларов.
Компания до сих пор должна 1,8 миллиарда гривен выплат (82 миллиона долларов) за 2013 год. Коломойский сказал, что не будет распределять эти средства, пока «Нафтогаз» не погасит свои долги за газ перед «Укрнафтой» в сумме 100 миллиардов гривен (около 450 миллионов долларов), которые она, согласно утверждению олигарха, украла у его компании.
В последние годы Коломойский жил жизнью постсоветского олигарха. Его главная резиденция это дом на Женевском озере. Он каждый год катался на лыжах во французском Куршевеле, где, по его собственным словам, российские миллионеры поливают свои шашлыки «Шато Петрюс». Кроме того, олигарху принадлежит супер-яхта за 40 миллионов долларов.
Год назад все изменилось, когда он согласился стать губернатором Днепропетровской области. Это был роковой выбор, и по этой причине, заявляет Коломойский, он стал намного сильнее и влиятельнее своих соперников-олигархов. «В самые тяжелые дни я был на стороне украинского государства, — говорит он. — Когда произошла революция, я показал, из чего я сделан».
Новый губернатор быстро нанял частные охранные фирмы, которые заменили полностью исчезнувшую с улиц деморализованную милицию. Он также организовал серию встреч с боссами преступного мира Днепропетровска и сказал, чтобы они приструнили уличную преступность.
«Они все поняли и оказались истинными патриотами Украины», — говорит Коломойский.
Олигарх объединил усилия с местными бизнесменами и начал поставлять украинской армии бензин, солярку и аккумуляторы, а также позволил заправлять военные вертолеты из своих запасов в аэропорту Днепропетровска.
Наряду с этим, он помог собрать добровольцев для ведения войны на востоке. Было набрано примерно 2 000 человек. По словам Коломойского, он финансировал эти подразделения только с марта по август прошлого года. Он отвергает утверждения о том, что эти формирования стали его частной армией. «Я на стороне порядка и государства, — говорит олигарх. — Поэтому я губернатор, а не полевой командир».
Однако нет никаких сомнений, что связи Коломойского с добровольческими батальонами сделали его внешне влиятельнее и сильнее. «Его все боятся, в том числе, Порошенко», — говорит один западный бизнесмен.
Региональная власть
За прошедший год влияние олигарха расширилось. Одесской областью, что на юго-востоке (так в тексте — прим. перев.), сегодня руководит один из его близких соратников Игорь Палица, ранее возглавлявший «Укрнафту». У него также тесные связи с руководством огромной Харьковской области, которая расположена северо-восточнее Днепропетровска.
Когда звезда Коломойского начала восходить, удача отвернулась от других олигархов. Виктор Пинчук, с которым он ведет правовую баталию в Высоком суде Лондона, страдает из-за того, что Россия закрывает свой рынок для его стальных труб. Дмитрий Фирташ в марте прошлого года был арестован в Австрии по просьбе правоохранительных органов США по подозрению в коррупции. Позже его отпустили под залог, но он до сих пор остается в Австрии. Самый богатый украинский бизнесмен Ринат Ахметов запятнал себя тесными связями с Януковичем, и теперь он тихо сидит в Киеве.
«Эпоха олигархов прошла, — говорит Коломойский. — Наступила эра одного-единственного олигарха».
Тем не менее, власти начали потихоньку давить на Коломойского. В марте украинский парламент принял закон, снижающий кворум, необходимый для созыва собрания акционеров в любой акционерной компании открытого типа до 50 процентов + 1 голос (раньше он составлял 60%+ 1 голос). Этот закон существенно уменьшил власть олигарха над «Укрнафтой».
Но самые важные меры против Коломойского были приняты лишь после того, как он в последние дни устроил необычную демонстрацию силы на улицах Киева. Это подстегнуло власти и заставило их действовать. Автор журналистских расследований Сергей Лещенко, ставший сегодня депутатом, говорит, что появление бронетранспортеров и автоматического оружия на улицах столицы «было похоже на первый акт военного переворота».
«Коломойский поставил под сомнение монополию властей на применение силы. И оставаясь на губернаторском посту, он подрывал легитимность президента Порошенко и всего правительства, — написал этот депутат. — Это стало точкой невозврата».