Поехать на празднование годовщины окончания Второй мировой войны в Москву или остаться дома? Президент Словакии эту дилемму уже разрешил. А что же премьер-министр?
Пока не подтвержденное участие
Когда появилось сообщение о том, что, по словам Сергея Лаврова, в майских празднованиях, посвященных 70-й годовщине окончания войны, в Москве примет участие и Роберт Фицо, реакция словацкого интернет-сообщества была предсказуемой. Одна часть похвалила председателя правительства за смелый, самостоятельный и уверенный шаг, который идет вразрез с мейнстримом европейских политических элит. Другая часть раскритиковала поездку в Москву, видя в ней угодничество перед Россией и недееспособную политику.
От внимания обоих лагерей как будто ушла позиция аппарата правительства, который заявил, что пока участие премьер-министра не подтверждено. Это интересный момент. Фанаты и критики России как бы по умолчанию предполагали, что Роберт Фицо просто не может дождаться поездки в Москву. Или что его радует обнародованная Сергеем Лавровым информация о его ожидаемом участии в празднованиях.
Но все может быть как раз наоборот. Не принято заявлять о том, что кто-то примет участие в качестве гостя в вашем празднике, когда это лицо еще даже не подтвердило свое присутствие. Возможно, так Москва разыгрывает одну из своих многочисленных партий в духе «разделяй и властвуй». Осознанное упоминание нашего премьера среди ожидаемых гостей может иметь целью усугубить конфликт на словацкой внутриполитической сцене, которая раскололась по вопросу отношения к украинскому кризису.
Что если на самом деле премьера Фицо и его штаб информация ТАСС неприятно удивила? Тут читатель может напомнить, как председатель правительства не раз обнаруживал высокую степень понимания Москвы и критиковал санкции. Фасад политики наших верховных правителей, который видят граждане, можно охарактеризовать так: «проатлантический Андрей Киска, пророссийский Роберт Фицо».
Но это справедливо лишь на уровне деклараций. Если говорить о поступках, то нынешнее правительство делает все, чего ожидают от союзника Запада. Реверсные поставки газа на Украину осенью прошлого года Роберт Фицо запустил вместе с премьер-министром Украины Арсением Яценюком. Точно так же члены правительства ищут способы диверсифицировать поставщиков сырья и военной техники, чтобы мы навсегда покончили с односторонней зависимостью от России.
Государства и их лидеры социализированы на международном уровне
Даже если бы Роберт Фицо принял участие в праздновании годовщины окончания Второй мировой войны в Москве, это все равно был бы лишь символический жест, пусть сильный и при этом неудачный. Реальные дела совершаются на других уровнях — не при возложении венков. Конечно, позитивные высказывания в отношении Москвы влияют на дипломатические отношения Словакии с другими странами, и наши партнеры их отслеживают. Мы все боимся не испортить случайно отношений с Россией, но что же наши отношения с Украиной или, например, с Польшей? Как на нас будут смотреть наши соседи, когда этот кризис закончится?
Так что и это тоже может быть причиной сдержанной позиции аппарата правительства в вопросе празднований. Если бы Роберт Фицо поехал в Москву, многие, не только в Словакии, за эту смелую партизанскую акцию ему бы поаплодировали. Но фотография с трибуны, на которой наш премьер-министр будет стоять рядом с Владимиром Путиным, Милошем Земаном и Ким Чен Ыном (да, его ждут тоже), может в итоге выглядеть довольно странно.
Национальные государства существуют не в безвоздушном пространстве, сами по себе. Они социализированы в сообществах с другими близкими государствами. На уровне политических фигур это означает, что представители близких народов встречаются друг с другом, а если вы президент или премьер-министр, то вам не все равно, как остальные члены клуба, частью которого вы являетесь, вас оценивают. Точно так же, как и ваше мнение им не безразлично.
Словаки все еще остаются в одном клубе с чехами, поляками, немцами и да, с американцами. Пока мы не стали членом Евразийского экономического союза, где нашими ближайшими партнерами и союзниками, помимо России, были бы и такие «близкие соседи», как Белоруссия, Казахстан и Армения... Так что мнения других членов клуба, в который мы входим в настоящее время, нам не должно быть совершенно безразличным.