Как и все малые народности Ирака в период, последовавший после американской оккупации, езиды, испытав на себе долгие годы репрессий или, по крайней мере, пренебрежения со стороны официальных властей, неожиданно для себя оказались в атмосфере свободы и благодаря этому получились возможность дальнейшего культурного развития.
В постсаддамовском Ираке начали формироваться несколько взглядов на происхождение езидов, о которых следует рассказать подробнее.
1. Мнение о курдской принадлежности езидов
В Иракском Курдистане езидов принято называть курдами. Так, на одной из своих встреч с руководителями христианской, езидской и мусульманской общин в городе Шейхан глава автономии Масуд Барзани заявил, что нет никаких сомнений в том, что езиды — это часть курдского народа, и никто не может опровергнуть данное утверждение.
Кроме того, во всех публикациях курдских авторов постоянно проводится мысль о том, что езидизм и зороастризм — это специфически курдские религии. В качестве примера можно привести монографию курдского исследователя Незара Бабы (Nezar Baba), посвященную истории Курдистана, в которой он описывает езидов как особую религиозную группу курдов. Автор заявляет, что их название пошло от слова «изад» («Бог») и имеет курдские корни. О принадлежности к курдом, по мнению исследователя, свидетельствуют и названия отдельных езидских племен.
И действительно, многие особенности нынешнего уклада жизни езидов подтверждают эту точку зрения. Дело в том, что езиды проживают в тесном соседстве с курдами, с которыми их объединяют тесные связи. Езиды говорят на курдском языке, а в любой самобытности весьма силен лингвистический аспект. На курдском же написаны все священные тексты езидов. К тому же, езиды имеют очень много схожих черт с курдами до их принятия ислама.
2. Теория арабской принадлежности езидов
Данное течение особо окрепло при баасистском правительстве Ирака. По сути, езиды оказались объектом запланированной арабизации, которая проводилась на территории их традиционного проживания. Центральное правительство страны предпринимало многочисленные карательные в езидских деревнях и многих их жители были вынуждены переселиться в другие места, а их место заняли этнические арабы. По иракскому закону от 1963 года, места проживания езидов были закреплены за арабскими провинциями и таким образом власти продолжили попытки их арабизации.
Гораздо более важными, чем такое политическое давление, оказались усилия, предпринимаемые разного рода исследователями для доказательства этнической принадлежности езидов к арабам, а также их приверженности правителям из числа омеядских халифов. Особенно эта тенденция набрала силу тогда, когда в 1969 году усилиями одного езидского деятеля по имени Баязид Омави (Bayazid Omavi) при поддержке центрального правительства Багдада в иракской столице было создано «Бюро омеядийцей». По всей видимости, целью создания данной организации было возрождение среди езидов арабо-омеядской культуры и популяризация истории под лозунгом «омеядская народность и езидская религия».
В ходе своей переписки с президентами Ирака и Египта Абул Саламом Арефом и Гамаль Адбелем Насером в 1964 году Баязид Омави обратился за их поддержкой в деле арабизации «потомков Омеядов», то есть езидов. В начале одного из своих посланий он заявил следующее: «Езиды, будучи омеядийскими арабами, были осуждены жить в неарабской среде. Таким образом, они утратили свою арабскую сущность и сейчас лишены собственных арабских черт».
В другом своем письме, отправленному президенту Ирака через несколько месяцев после первого, он продолжил просить власти страны оказывать помощь «езидским потомкам Омеядов», называя их при этом «народностью, утратившей свою арабскую сущность». Он также писал, что призвал всех езидов вернуться к своим арабским корням и на тот момент ему уже удалось убедить в этом три езидских племени.
В 1980 году, после того, как бывший эмир езидов был осужден на смертную казнь по обвинению в сотрудничестве с курдской оппозицией и в результате этого бежал из Ирака, власти страны официально назначили на эту должность Баязида Омави.
Как вспоминал впоследствии его сын, баасистское правительство требовало от отца, чтобы тот, учитывая их принадлежность к семейству главнейшего подвижника езидизма шейха Ади бин Мусафира, призывал верхушку езидских племен к возвращению к своему арабскому прошлому.
Еще одним пропагандистом арабской принадлежности езидов был эмир Анвар Муавия (Anvar Muawiya), который отстаивал их арабскую самобытность и постоянно противостоял попыткам курдов приписывать езидов к своему народу. Эмир всегда называл езидов на арабский манер, избегая звучания курдского корня «изад» («Бог»), и критиковал изменение названия этой народности в Конституции Ирака, в котором этот корень прослеживался.
Пресекая попытки курдов относить езидов к своему народу и таким образом отделять их от Ирака, эмир заявлял, что нельзя считать езидов курдами только потому, что некоторые их них говорят на курдском языке. По его мнению, эта народность состоит из групп, проживающих на севере Ирака и включающих в себя иракцев, сирийцев и турков. Муавия считал, что неверно делать заключение о национальной принадлежности езидов только на основе языка, на котором они говорят, точно так же, как неверно считать арабами всех тех, кто владеет арабским языком.
3. Гипотеза независимой самобытности езидов
Вопреки существованию идей о курдской принадлежности езидов и о том, что их религиозная специфика представляет собой нечто вторичное, имеет место и другое течение, представители которого говорят об уникальной самобытности езидов. Ссылаясь на особый вид езидской религии, отличающей их от исламизированных курдов, они утверждают, что у этой народности есть своя самобытность, не похожая на курдскую. Таким образом, носители этих идей считают первостепенным именно религиозную составляющую, а чисто этнические особенности оставляют на втором плане.
Возможно, ярчайшим представителем этого интеллектуального течения можно считать председателя «Реформистско-прогрессивного движения езидов» Амина Фархана (Amin Farhan). В своей книге о езидах, опубликованной в 2010 году, он постарался найти потерянное звено езидской самобытности. Для этого он проанализировал огромный исторический период, начиная с заката Вавилонской империи в 539 году до нашей эры и заканчивая годам жизни шейха Ади ибн Мусафира (1078 — 1161). Таким образом, он постарался доказать, что в историческом плане езиды связаны с шумерской и вавилонской цивилизациями, а их религия является продолжением древнейших верований вавилонцев.
Помимо этого, в 2013 году в свет вышел арабо-езидский словарь. Во введении его авторы указали на то, что езидский язык появился одновременно с мандейским (одним из восточноарамейских языков, распространенных в северо-восточной Сирии и Месопотамии в начале I тысячелетия нашей эры), а тот факт, что в езидском присутствуют слова одного из древнейших языков Междуречья, свидетельствует об исторической связи езидов с их шумерскими и вавилонскими предками.
4. Умеренный взгляд на происхождение езидов
На фоне самых противоречивых мнений о национальной принадлежности езидов существуют и представители более умеренных взглядов, которые признают независимую езидскую самобытность, но при этом не отрицают их курдского происхождения, оставляя в стороне вопрос религии.
Сторонники данной точки зрения стараются в самой малой степени отстоять уникальное езидское самосознание, но одновременно с этим не отвергают и наличие в нем курдского содержания. К примеру, эмир Тахсин Саид (Tahsin Said) называет своих людей курдскими езидами и утверждает, что эти два термина абсолютно самостоятельны, поэтому необходимо следить за тем, чтобы эти две самобытности признали друг друга и жили в мире и согласии.
5. Концепция общечеловеческой самобытности
Истории известно о множестве войн, которые велись против езидов. В наши дни молодое поколение этой этноконфессиональной группы придерживается мнения о том, что любой человек вне зависимости от его национальной или религиозной принадлежности должен пользоваться всеми существующими гражданскими правами. Именно с опорой на этот основополагающий принцип они продолжают укреплять основы своего общества.
С точки зрения современных езидов, неважно, что первично — национальность или конфессия, важен сам человек и его основные права. Любой, будь он курдом, арабом или кем-то еще, имеет право свободно придерживаться своих религиозных взглядов.
Заключение
Все приведенные выше факты говорят о том, что в ходе истории езидская народность кардинальным образом эволюционировала. Не самую последнюю роль в этом процессе сыграло возникновение такфиризма в регионе. За всю свою историю езиды много раз подвергались подобным нападениям, однако в наше время, в условиях, когда ожидалось, что с началом становления демократии в Ираке тяжелые времена для езидов остались позади, оказалось, что впереди их ждут еще большие испытания. Так, в 2008 — 2014 годах не раз сообщалось о притеснениях езидов в Багдаде и Туз-Хурмату ввиду того, что они занимались продажей спиртного и держали массажные центры. Признаться, целью этих мер было прекращение противозаконной деятельности, а не запрет на саму религию езидизма. Фактически, после свержения Саддама Хусейна езиды получили много свобод, однако возникновение в Сирии радикальной идеологии такфиризма стало для них настоящим кошмаром.
В Сирии такфиристы подвергли нападению все езидские религиозные центры. В городе Атме не уцелел даже священный для езидов дуб в возрасте 160 лет, рядом с которым располагались захоронения многих выдающихся подвижников езидизма. Помимо этого, осквернению подверглись многие почитаемые гробницы езидов, которые в конечном счеты были взорваны.
Судьба езидов, религия которых сформировалась относительно недавно, до сих пор остается неясной. Их притесняют представители разных мусульманских течений в Иракской Курдистане и даже там они не могут чувствовать себя в полной безопасности, потому что большое число их противников есть и среди курдов. Несмотря на это, езиды мечтают о возвращении на свою священную землю. На сегодняшний момент тысячи езидских женщин находятся в плену и такое же количество мужчин убиты.
Только время покажет, какое будущее ждет эту народность.