Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какие экономические санкции? Россия давно впитала американскую культуру...

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
19 марта был опубликованы макроэкономические показатели России за февраль. Особое внимание привлекли цифры доходности от розничной торговли: по сравнению с тем же периодом прошлого года они снизились на 7,7%, что намного ниже рыночного прогноза. Стало очевидно, что темпы роста российской экономики серьезно замедлились. Помешало ли это зарубежным пищевым сетям? Ничуть.

19 марта был опубликованы макроэкономические показатели России за февраль. Особое внимание привлекли цифры доходности от розничной торговли: по сравнению с тем же периодом прошлого года они снизились на 7,7%, что намного ниже рыночного прогноза (5,8%). Стало очевидно, что темпы роста российской экономики серьезно замедлились.

Во второй половине прошлого года розничный показатель был выше на один процент по сравнению с тем же периодом прошлого года, однако в декабре произошел обвал рубля, ускорилась инфляция, что отразилось на резком росте спроса. Это привело к росту доходов от розничной торговли на 5,3%.

В период новогодних каникул и Рождества (в России 7 января) потребительские расходы находятся на своем пике. При этом, если рассмотреть банковские вклады, становится понятно, что многие сняли деньги со счетов, чтобы использовать их на потребительские нужды.

В январе и феврале этого года произошла снижение зарплат, в результате чего сократилась покупательная способность населения.

Улица, по которой можно определить состояние российской экономики

До опубликования макроэкономических показателей я находился в Москве. Я отправился на Старый Арбат, расположенный в центре Москвы, чтобы рассмотреть состояние «уличной экономики». Это очень известная улица, она есть в любом путеводителе. В будние дни там собирается много молодежи, приехавшей из провинции. Там находятся не только магазины сувениров, но и кафе, рестораны, а также точки быстрого питания.

Сначала я пошел в гамбургерную Shake Shack, которая открылась в декабре 2013 года. Это элитный нью-йоркский ресторан, где подают гамбургеры. В январе этого года он привлек внимание Японии тем, что разместил свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Раньше на этом месте был Starbucks.

Я пришел в ресторан в 14 часов. Он был заполнен примерно на 20%. Тишина.

И это не просто так. В McDonalds «Биг Мак» стоит 100 рублей. В Shake Shack «Shake-бургер», рекомендуемый заведением, стоит 205 рублей. Если заказать гамбургер с двойной котлетой, похожий на «Биг Мак», то цена составит 345 рублей. Вряд ли такие дорогие гамбургеры будут хорошо продаваться в кризисной период.

Тем не менее через 20 минут ресторан стал заполняться. В 15 часов, когда я собрался уходить, он заполнился почти на 80%. Большинство клиентов — студенты. Возможно, они зашли после занятий поговорить или посидеть в интернете за чаем или гамбургером.

В Shake Shack продается вино и пиво, но днем их никто не заказывал.

Как вам Johnny Rockets, представляющий Америку 50-х?

В октябре 2014 года в торговых центрах открылось два ресторана этой сети. Могут ли большинство россиян позволить себе пойти в такой шикарный ресторан?

Безусловно, по сравнению с докризисным периодом россияне затянули пояса потуже. Об этом можно судить по тому, что не у всех иностранных точек быстрого питания дела идут хорошо.

Первый американский ресторан Johnny Rockets открылся на Старом Арбате в апреле 2013 года. Темой этого ресторана, который есть не только в США, но и в других странах, является Америка 50-х годов. Главные блюда там —гамбургеры и шейки.

У меня есть знакомый в менеджменте этой компании, поэтому когда в Москве открылся ресторан, я написал ему: «Куда подул ветер, если в Токио ресторан закрылся, но появился в Москве?!».

Когда я подошел к ресторану, мне показалось, что он выглядит немного по-другому. Тоже что-то в стиле американской закусочной 50-х, но, как оказалось, это уже ресторан совсем другой сети — Beverly Hills Diner.

Кстати, напротив был ресторан Wendy’s, но летом 2014 года он тоже закрылся. Во время открытия ресторана три года назад у них был инцидент с рекламой: русская девушка, одетая для рекламы как Венди, выглядела слишком сексуально. Тогда головной офис пожаловался на то, что это портит имидж ресторана.

При этом нельзя сказать, что по причине конфликта между Россией и западными странами вокруг ситуации на Украине или из-за ухудшения российской экономической обстановки зарубежные сети лишь закрывают свои рестораны.

В России расширяется не только Shake Shack. Количество ресторанов увеличивают и такие хорошо известные и в Японии сети, как Burger King или Subway. Как же обстоят дела у McDonalds, который был на российском рынке первопроходцем?

McDonalds после приостановки работы

В своей статье Нобуо Сугахара (Nobuo Sugahara) подробно рассказал о приостановке деятельности McDonalds летом прошлого года.

СМИ Японии также широко освещали эту тему, поэтому, я думаю, что читатели хорошо помнят сложившуюся ситуацию. Однако мы ничего не писали о том, что случилось с сетью дальше.

Я посетил не все московские рестораны McDonalds. Первое заведение (оно открылось во времена СССР) возобновило работу осенью прошлого года.

Для россиян McDonalds наряду с Кока-колой ассоциируется с американской пищевой культурой. При этом националистические партии и депутаты часто озвучивают призывы к изгнании этих брендов из России.

Комментируя эти высказывания, бывший министр финансов России Алексей Кудрин высказал трезвое мнение: «85% сырья для McDonalds поставляют 160 российских компаний. 75% ингредиентов для Кока-колы также производится в России. Изгнание этих предприятий с российского рынка способно вызвать лишь рост безработицы».

По всей России в McDonalds работает более 40 тысяч человек. В день рестораны посещает более миллиона человек. Видя эти цифры, Кремль не может не согласиться с мнением Кудрина.

Следует обратить внимание на тот факт, что сам McDonalds никак не реагирует на подобные выпады.

В настоящее время в России существует 490 ресторанов McDonalds. В интервью, данном в конце января 2015 года, глава McDonalds в РФ и Центральной Европе заявил, что в 2014 году в России было открыто 73 ресторана, что на три заведения превышает запланированную цифру. В 2015 году будет открыто еще 50 ресторанов. Общая сумма инвестиций составит шесть миллиардов рублей.

Кстати, насколько далеко продвинулась сеть на восток?

Настанет день, когда McDonalds появится во Владивостоке

На сайте McDonalds указано, что самый восточный город, где есть рестораны, — это Новосибирск (три ресторана). Я прочитал статью о том, что в 2015 году рестораны появятся в Омске и Кемерово.

Раньше я думал, что это невозможно, но, по всей видимости, в скором времени McDonalds откроется и во Владивостоке.

На севере это, конечно же, Мурманск. Также меня удивило, что рестораны этой сети есть и в таких сибирских городах, как Архангельск, Сыктывкар и Сургут.

Несмотря на это, McDonalds признал, что в 2014 году впервые за 24 года работы на российском рынке доход увеличился только на однозначное число. Причина — замедление темпов развития российской экономики, а также приостановка работы. Тем не менее компания уверена в том, что в 2015 году прибыль удастся увеличить благодаря появлению новых ресторанов, а также обновлению существующих точек.

В Японии и США у McDonalds много проблем. В России же компания пережила хаос 90-х (инфляция превышала 2000%), финансовый кризис 1998 года и банкротство американского банка Lehman Brothers в 2008 году. Я думаю, японским компаниям тут есть чему поучиться.