Есть стены в истории мира. Несомненно, самая известная из них — Великая Китайская стена, которая, бросая вызов столетиям, стоит и сегодня. Стену, обладающую званием самой длинной в мире и видимую даже из космоса, строили несколько царств. И у каждого из них были свои основания для этого.
Вопреки расхожему мнению, идея создания Великой Китайской стены состояла не в том, чтобы предотвратить набеги тюрко-монголов или бегство китайцев из страны.
Кроме того, отправная точка ее строительства — не «демонстрация внутри страны и за ее пределами того, что государство объединяется под единым управлением», как и не обеспечение тяжелого физического труда с целью «наказания попавших в плен ратников царств, разрушенных в результате длительных войн».
Защита китайца от китайца
Начало этой стене дал совершенно другой сюжет, который известен как первое основание ее строительства и в этой связи заслуживает особого внимания. Это основание тесно связано с главной проблемой исламского мира, на которой я сегодня намерен отдельно остановиться.
Причиной возведения стены, строительство которой впервые началось в «период Сражающихся царств», ознаменованный гражданской войной в эпоху до нашей эры, была попытка этих царств защитить себя друг от друга. Да, вы все правильно поняли! Изначально китайцы строили стены между собой и полагали, что только так они смогут обезопасить себя от взаимных притеснений.
Подобно тому, как Китай не мог остановить эту тиранию, так и в дальнейшем, в том числе и не без влияния этой гражданской войны, ему не удавалось предотвратить попытки нашествия извне. Вторжения, начавшиеся с тюрко-монголов, в последующие столетия продолжились со стороны западных стран и Японии. Попытки «прямого» вмешательства не прекращались до 1949 года.
«Берлинская стена» и что было после
Другое знаменитое оградительное сооружение — Берлинская стена, которая была символично разрушена по окончании холодной войны. Хотя, по сути, она представляла разобщенность мира на две части на основе силовой борьбы между западным и восточным блоками во главе с США и СССР, известно, что, прежде всего, она была нацелена на раздел Германии.
Деление Германии на «восточную» и «западную» было главной общей целью США и СССР. И именно в этом состояла основная и единственная точка соприкосновения противоборствующих сил. По этой причине до 1989 года Германия продолжала занимать положение «хромой утки», а стена — оставаться препятствием на пути реализации проекта «Великой Германии».
Но поскольку эта стена не выросла в сердце немецкого народа, Германия при первой представившейся возможности объединила Восток и Запад. После этого объединения Германия стала вновь вставать на ноги на основе проекта ЕС. Сейчас Берлин, преобразующий свою экономико-технологическую силу в политико-военную, в очередной раз говорит: «Я тоже участвую в большой игре».
Стены, вырастающие в сердцах, а затем на границах!
Теперь обратимся к исламскому миру. На границах с Ираком и Йеменом Саудовская Аравия сооружает стены, оснащенные высокотехнологичными системами, и выделяет для этого бюджет в несколько миллиардов долларов. Задача, по-видимому, состоит в решении таких проблем, как гражданская война, вызванная действиями ИГИЛ и хуситов, возникающая в этой связи террористическая среда, поток беженцев, наркобизнес и прочее.
Но, допустим, Саудовская Аравия может себе позволить это, а что сказать о Кении, которая также заявила о намерении построить стену длиной 200 километров на границе с Сомали с целью обезопасить себя от атак «Аш-Шабаб»?
Таким образом, сегодня складывается роковая ситуация. Жители исламского мира, утратившего дух единства, с каждым днем отдаляются друг от друга. И, вместо того чтобы искать решение в единстве, братстве, они возводят стены, стремясь «защитить себя от злодеяний друг друга».
На границах возникают стены. Но это только видимые стены. А как быть с теми, что вырастают в сердцах и несут гораздо большую опасность?