Извращенцам, которые находятся среди нас, кажется, что их собственной смерти недостаточно и что им обязательно нужно прихватить с собой ни в чем не повинных людей. Какой-нибудь Адам Лэнза (Adam Lanza) вполне может стать сотрудником авиакомпании — и, возможно, он уже им стал. Его звали Андреас Лубитц (Andreas Lubitz).
Эта трагедия стала очередным свидетельством того, что технологии не смогли продвинуться в том направлении, в котором они должны были продвинуться. Вы можете использовать свой смартфон, чтобы запрограммировать цифровой видеорегистратор или управлять беспилотником, купленным на Amazon. Однако самое автоматизированное рабочее место в мире, а именно кабина современного пассажирского самолета, до сих пор не стала частью «интернета вещей». Теперь мы совершили еще один шаг на пути к разработке автомобилей-роботов и беспилотных пассажирских самолетов.
Внезапно нам всем стало ясно, почему это так важно. Когда-то нас убеждали, что авиационные технологии настолько совершенны, что ошибка пилота — это наименьший из всех возможных рисков. Сегодня технологии стали настолько совершенными, что пилот, намеренно разбивающий самолет, стал основным из оставшихся рисков.
Крушения настолько редки, что нам не стоит говорить о некой тенденции или эпидемии. Крушение немецкого самолета во французских Альпах, очевидно, стало преступным деянием, совершенным вторым пилотом, г-ном Лубитцем. Исчезновение борта 370 Малазийских авиалиний, произошедшее в марте 2014 года, вероятнее всего стало преступным деянием одного из членов его экипажа, хотя обломки самолета до сих пор не найдены.
Сопряженное с убийством самоубийство пилота выглядит чрезвычайно пугающим, учитывая то, что аварии иного характера случаются все реже. Но прецеденты уже были. Когда в 1982 году пилот Японских авиалиний разбил свой самолет DC-8 в Токийском заливе, никто даже не подумал о том, чтобы отнестись к страдающим депрессией пилотам как к настоящей угрозе безопасности. Пилоты-любители и военные пилоты также совершали самоубийства при помощи своих самолетов: в 1997 году пилот ВВС США разбил самолет А-10 в горах Колорадо.
Однако главная цель — это безопасность, и мы должны решать проблемы в порядке их серьезности. Теперь пилоты с суицидальными наклонностями стали приоритетной задачей. Между тем, технологии могли бы решить эту проблему уже очень давно. Возможно, вице-президент Эл Гор (Al Gore) и не изобретал интернет, однако он косвенно пытался привнести интернет и технологии беспилотного полета в авиацию. Это был 1993 год, и в рамках целевой рабочей группы под названием National Partnership for Reinventing Government он предложил квази-приватизацию системы авиадиспетчерских служб.
Г-н Гор о чем-то догадывался. Даже сегодня двухпартийная группа членов подкомитета Палаты представителей по вопросам авиации пытается реализовать его идею. Будучи самой значимой системой авиадиспетчерских служб в мире, американская система является системой, под которую подстраиваются производители самолетов. Она также является правительственной монополией, которая на удивление медленно совершенствует свои технологии и работает, как сказал Боб Пул (Bob Poole) из Reason Foundation, так, «будто ее главный клиент — это Конгресс».
Разумеется, ее настоящие клиенты — это компании, эксплуатирующие самолеты, которые хотят добиться свободы полетов, то есть возможности выбирать наиболее рациональные маршруты к пунктам назначения, а не быть привязанными к неменяющимся годами маршрутным картам, созданным с учетом интересов исключительно наземных диспетчеров.
Если система свободных полетов будет введена, то это поможет не только сэкономить огромное количество топлива и избавить пассажиров от массы неудобств. Сетевые технологии, необходимые для внедрения этой системы, естественным образом и почти неизбежно приведут к возникновению компьютеризированных самолетов, которыми можно управлять с земли. Возможно, это могло бы предотвратить теракты 11 сентября. В 2005 году не было бы крушения самолета Helios 522, у которого кончилось топливо, в результате чего он разбился, потому что его экипаж ничего не смог сделать. Не было бы крушения MH 370, и борт 9525 авиакомпании Germanwings тоже не разбился бы.
Разумеется, это всего лишь рассуждения, однако большая часть технологических изменений имеет линейный характер, поэтому их несложно спрогнозировать. Когда г-н Гор выдвинул свой план, система уже находилась на пороге переломного момента. Федеральное авиационное агентство уже вливало огромные средства — к сожалению, безрезультатно — в подготовку к тем временам, когда вглядывающиеся в экраны диспетчеры больше не будут указывать пилотам, куда им нужно лететь.
Однако наступило 11 сентября. После этого произошла консолидация американского авиационного сектора. С 2005 года число коммерческих рейсов над США снизилось примерно на 15%. И все это привело к резкому ослаблению давления на Федеральное авиационное агентство с целью заставить его усовершенствовать систему авиадиспетчерских служб, существующую с 1950-х годов. В результате мы безнадежно отстали от технологий революции беспилотников. Но в свете недавних событий авиакомпаниям придется внедрить сетевые технологии и технологии автоматизированного полета, несмотря на отсутствие очевидной экономической выгоды, которую они могли бы извлечь в рамках системы свободных полетов.
Иногда нам все же стоит прислушиваться к г-ну Гору. Сегодня мы могли бы уже обладать достаточным количеством опыта работы с беспилотными самолетами, чтобы всерьез рассматривать идею автомобилей-роботов. И нам было бы очень трудно представить себе трагедию, подобную крушению самолета авиакомпании Germanwings.