Считается, что ход времени стирает из памяти даже самые ожесточенные конфликты. Однако одной из самых тревожных тенденций современной геополитики является то, что теперь время, по всей видимости, наоборот их обостряет.
В этом году мы отмечаем 70-летнюю годовщину окончания Второй мировой войны, и, несмотря на то, что с каждым годом ветеранов становится все меньше, отголоски той трагедии сегодня слышны гораздо отчетливей, чем во время празднований прежних его годовщин, а примирение кажется чем-то чрезвычайно далеким. Это очень опасная тенденция, поскольку она не учитывает уроков прошлых семи десятилетий, поэтому лидеры, несущие за нее ответственность, должны положить этому конец.
В Греции, ставшей одной из жертв нацистской Германии, новое популистское правительство требует возмещения ущерба, нанесенного ей во время войны, поднимая тему истории во время споров с Берлином по поводу экономической политики. Еще больше беспокоит то, что Китай все чаще стремится упомянуть о преступлениях Японии, совершенных ею в ходе Второй мировой войны, в текущих спорах между странами, и в этом смысле китайское правительство пользуется поддержкой националистически настроенной общественности, которая была воспитана на историях о зверствах японцев.
Все более громкие жалобы со стороны Греции и стран Восточной Азии резко контрастируют с настроением поколения, которое принимало непосредственное участие во Второй мировой войне и которое продемонстрировало невероятную мудрость в осмыслении ее итогов. Союзники имели полное право затаить злобу на побежденных врагов, но вместо этого они помогли им восстановиться. Германия и Япония могли вынашивать обиду за свое поражение, однако вместо этого они продемонстрировали невероятный уровень раскаяния и рефлексии.
Бывшие враги также помогли создать такие многонациональные институты, как Евросоюз и НАТО, одна из основных задач которых заключалась в предотвращении новой катастрофической войны. И они добились своей цели: одним из главных уроков послевоенного периода стало то, что, хотя людям никогда не стоит забывать о войне, очень важно перестать жить прошлым. Семь десятилетий мира и процветания стали главным доказательством ценности движения вперед.
Нынешняя критика греческого правительства в адрес Германии, вероятнее всего, является всего лишь политической игрой, но это его не оправдывает. Существует ряд реальных и легитимных аргументов против нынешней экономической политики Германии, однако привнесение в эту дискуссию темы зверств нацистов — именно это сделало правительство премьер-министра Алексиса Ципраса (Alexis Tsipras) — это очевидная попытка заставить Германию пойти на уступки, пристыдив ее, то есть всего лишь удар по больному месту.
Риторика в Восточной Азии вызывает гораздо больше беспокойств, и нет никаких гарантий того, что обиды военного времени в определенный момент не перерастут в новую войну. Представители того поколения, которое прошло войну, должны постоянно напоминать нам, что война — это очень серьезно и что борьба за необитаемые острова, единственной целью которой является желание исправить несправедливости военного периода — именно на этом настаивают многие молодые китайские националисты — это безумие.
Между тем, их голоса становятся все тише, и ответственность за то, чтобы снова не скатиться к войне, все чаще ложится на тех людей, которые никогда войны не видели. США вряд ли имеют право учить другие страны, как им нужно рассматривать свое прошлое, и здесь также распространены стереотипы относительно немцев и Германии. Однако, поскольку именно бывшие союзники Америки активно подогревают у себя исторические обиды и недовольство, нам всем необходимо вспомнить о том, что война давно закончилась и что мы в ней победили.