Саудовская Аравия и Иран борются за усиление своего влияния в Йемене. При этом Иран может остаться в большом выигрыше, а Саудовской Аравии угрожает опасность оказаться в окружении шиитских государств.
Иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф выразился очень ясно: военные действия со стороны Саудовской Аравии должны быть прекращены «незамедлительно». Он заявил об этом сразу после того, как Саудовская Аравия начала силовую операцию против повстанцев шиитского движения хуситов в Йемене. Эта операция, по мнению Зарифа, «будет лишь способствовать росту напряженности в регионе».
В ночь на четверг, 26 марта, коалиция, состоящая из нескольких суннитских государств, нанесла первые удары с воздуха по позициям хуситов в Йемене. Бомбардировки продолжились и на следующий день. Удары были нанесены в первую очередь по позициям хуситов — это движение еще называют «Ансар Аллах» — в столице Йемена Сане и провинции Амран на севере страны. Бомбы были сброшены в том числе и на президентский дворец в Сане, захваченный хуситами в конце января. С начала военной операции погибли уже 39 человек.
Битва за Йемен — большая авантюра?
Саудовская Аравия оправдывает свои действия тем, что они поддерживают законного президента Йемена Абда Раббо Мансура Хади в его борьбе с повстанцами. Иран считает иначе. По мнению председателя парламентского комитета по вопросам внешней политики и национальной безопасности Мансура Хагигатпура, Саудовская Аравия «ввязалась в серьезную авантюру и, безусловно, потерпит поражение».
Внешняя политика Эр-Риада, несмотря на сотрудничество с Вашингтоном, в последние годы не может похвастаться большими успехами. В трех соседних странах — Сирии, Ираке и Ливане — влияние Саудовской Аравии стремительно уменьшается в пользу Ирана. Подобное развитие не может не вызывать тревогу в суннитских государствах ближневосточного региона. Они опасаются полностью утратить контроль над ситуацией. «Иран знает, как можно использовать в своих интересах фобии арабских стран», — пишет журнал Foreign Policy в связи с последними инцидентами в истории многовековой борьбы между суннитами и шиитами.
И хотя Тегеран отрицает собственное военное вмешательство в Йемене, арабские государства относятся к таким заявлениям скептически. «В прошлом году один из иранских депутатов парламента объявил, что три арабских столицы — Багдад, Дамаск и Бейрут — уже, якобы, находятся под контролем Тегерана. Это вызвало серьезные опасения, что Сана может стать следующим городом в этом списке», — отмечает Foreign Policy.
Последствия конфликта: ежедневные рейсы в Тегеран
Политолог Стокгольмского университета Валид аль-Сакаф полагает, что такие опасения имеют под собой реальную почву. Он убежден, что Сирия, Ливан и Ирак сегодня действительно находятся под серьезным влиянием Тегерана. «В Йемене ситуация обстояла иначе до тех пор, пока к власти не пришли хуситы, заключившие союз с бывшим президентом страны Али Абдуллой Салехом», — говорит аль-Сакаф в интервью DW. Свою решимость укрепить отношения с Тегераном хуситы продемонстрировали в конце января: едва произошел захват власти в Сане, как они наладили регулярное авиасообщение между Йеменом и Ираном — в неделю совершается 28 рейсов. До этого прямых рейсов не было вовсе.
Суннитские государства высказывают опасения, что эти самолеты перевозят на борту не только безобидные товары, но и вооружение. Достоверные свидетельства, однако, найти нелегко — как, впрочем, и в целом доказать, что Иран замешан в активных военных действиях. Поскольку официально иранские войска не присутствуют на территории ни одной из вышеназванных стран. К примеру, в отношении Сирии говорится лишь о косвенном участии Тегерана — он отправил туда своих военных советников и элитные подразделения. Насколько они сильны, можно только догадываться. Однако тот факт, что Иран поддерживает иракское правительство в борьбе с боевиками «Исламского государства», официальным Тегераном больше не опровергается.
Саудовский кошмар: в окружении шиитских государств
В том случае, если произойдет укрепление власти хуситов в Йемене, Саудовская Аравия окажется в новой ситуации: ее северный сосед, Ирак, и без того уже относится к союзникам Ирана, а тут к ним присоединится еще и Йемен. Страна окажется в окружении шиитских государств.
Несмотря на то, что Иран отрицает свое участие в йеменских событиях, эти утверждения не вызывают большого доверия: еще в январе 2013 года береговая охрана Йемена арестовала в своих территориальных водах небольшое иранское судно с грузом ракет «земля-воздух». Как полагают в Саудовской Аравии, эти ракеты предназначались йеменским хуситам.
Их военные успехи должны насторожить Саудовскую Аравию еще и потому, что хуситы вместе с властью в Йемене также частично возьмут в свои руки контроль над международными морскими перевозками. На своей самой юго-западной точке Йемен граничит с Баб-эль-Мандебским проливом — его еще называют «ворота слез». Этот узкий, не более 30 километров шириной, пролив соединяет Аденский залив Аравийского моря с Красным морем. Из которого, в свою очередь, через Суэцкий канал есть выход в Средиземное море. По этому пути, как правило, двигаются нефтяные танкеры в направлении Европы.
Каковы истинные интересы Ирана, остается неясным. В данный момент международные переговоры по иранской ядерной программе подходят к своему заключительному, решающему этапу. Все участники встречи стремятся найти компромисс. Скорее всего, будущее соглашение убавит желание Тегерана прямо или косвенно вмешиваться в ситуацию в Йемене. Страна долгие годы находилась в международной изоляции, в отношении Ирана действовали жесточайшие экономические санкции. Вряд ли Тегеран готов рисковать продлением эмбарго из-за своего агрессивного поведения в Йемене.