События на Украине стали основным катализатором кризиса в отношениях России и Запада. Когда США и ЕС ввели санкции против Москвы, она начала экономическую переориентацию на восток, в первую очередь — на Китай. Пекин стал по сути единственной надеждой В. Путина на спасение российской экономики и своего режима. В чем же выгода этой дружбы двух стран?
Кризис на Украине и санкции Запада обозначили ахиллесову пяту российской экономики — зависимость от мировых цен на энергоносители и доступа к западным кредитам. Если посмотреть правде в глаза, то другого выбора у Москвы кроме как повернуться лицом к Китаю и не было.
Особенно много дискуссий вызвал подписанный в мае прошлого года договор между CNPC (китайская национальная нефтегазовая компания) и «Газпромом» о поставках газа в Китай на сумму 400 млрд. долларов. Это 30-летнее соглашение, в рамках которого в Китай по газопроводу «Сила Сибири» ежегодно будет поставляться 38 млрд. кубометров газа. Переговоры велись почти десять лет, так как китайцы не соглашались платить «европейскую» цену. Какой она будет, ни одна из сторон не раскрыла, в связи с чем многие эксперты усомнились в выгодности сделки для России. Кроме того, у Пекина есть преимущество, поскольку месторождения Восточной Сибири можно будет эксплуатировать только с его (как клиента) помощью, и это беспокоит Москву. Что произойдет, если китайцы решат, что имеют право диктовать свои условия? На это указал, например, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, отметив, что «конъюнктурно позиция восточного партнера сейчас сильнее».
В ноябре прошлого года Россия и Китай подписали меморандум о ежегодных поставках еще 30 миллиардов кубометров газа по так называемому западному маршруту. Ориентировочная цена — 350-400 долларов за 1000 кубов. По мнению Владимира Путина, в ходе этих переговоров была заложена основа для окончательного соглашения, но когда оно будет подписано — неизвестно.
Можно предположить, что этот меморандум — как ни к чему не обязывающий и не раскрывающий деталей документ — похож на политический ход. Таким образом Москва послала сигнал Европе, что у нее есть другие покупатели, и изоляция из-за действий на Украине ей не грозит. Конечно, с точки зрения уже используемой энергетической инфраструктуры, Европа представляет собой более привлекательное направление. Но никто неможет гарантировать, что в будущем объемы поставок газа в Китай не превысят европейские.
События на Украине и ледяная стена между Россией и западным миром позволили Китаю свободнее действовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, предполагая, что внимание США к нему ослабнет. Тем не менее, было бы наивно считать, что Китай останется «верным» российским ресурсам. Пекин ведет себя прагматично и стремится к диверсификации своего энергетического импорта. Пока его основными поставщиками являются страны Ближнего Востока и Центральной Азии, но Китай беспокоит политическая стабильность этих регионов. В то же время надо понимать, что и «Газпром» Пекин не рассматривает в качестве надежного и долгосрочного стратегического поставщика природного газа. Но российский рынок его все равно привлекает: китайцы заинтересованы в получении доступа к ресурсам Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, им важно найти прямые маршруты поставок природного газа, чтобы не зависеть от морских путей и стран-транзитеров. Ожидается, что потребность Китая в природном газе к 2030 г. должна удвоиться, а это значит, что российские ресурсы станут идеальным дополнительным наполнителем китайского газового котла.
Взаимозависимость двух стран последовательно усиливалась и в других сферах — военной, технологической и финансовой. Экономические санкции ограничили возможности российских компаний сотрудничать с западными финансовыми центрами. Поэтому помощь со стороны Китая, хоть она и не сравнима с западным потенциалом, Москве очень пригодилась. Обе страны согласны с тем, что необходимо снижать зависимость от доллара и евро и увеличивать объемы китайских кредитов для российских компаний. Если западные санкции в отношении России сохранятся, ее зависимость от предоставляемых Пекином финансовых услуг будет только расти.
Последние десять лет Москва с осторожностью относилась к продаже Китаю современной военной техники, опасаясь копирования полученных образцов и торговли копиями на мировом рынке. Также она неофициально противилась участию китайских компаний в крупных российских инфраструктурных и технологических проектах, чтобы не вызвать недовольства у связанных с Кремлем бизнес-групп. Но с началом украинского кризиса отношения Китая и России и зависимость последней от Пекина постепенно начала усиливаться.
Две страны объединяет и сопротивление стремлению США вмешиваться в дела Центральной Азии. Правда до кризиса на Украине Москва неоднозначно относилась к желанию Пекина доминировать в этом регионе. В частности Россию беспокоил тот факт, что часть бывших советских республик становятся все более зависимыми от Китая. Сегодня она надеется сохранить свой авторитет в Центральной Азии уже не как крупнейшая экономическая сила, а в качестве гаранта безопасности.
Похоже, Россия и Китай поделили роли в регионе, а помимо этого китайцы помогли Москве смягчить ущерб от западных санкций. Пока российско-китайское сотрудничество не достигло таких масштабов, чтобы Россия не чувствовала недостатка возможностей, связанных с рынком ЕС, но постепенно Пекин становится союзником, способным придать ощутимый импульс развития падающей российской экономике. В будущем отношениям двух стран будет характерна тенденция сближения, но для Китая это может стать вызовом, учитывая необходимость сохранения прагматического сотрудничества с США. Это одна из причин, почему наивно было бы полагать, что через некоторое время Пекин и Москва пойдут рука об руку и в военной сфере. Публично Китай заявляет, что его партнерство с Россией есть дружба равных, но на международной арене постепенно становится очевидно, что Москва в этом прагматичном альянсе все-таки слабое звено.