Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый сеанс игры в покер по поводу цены на нефть

Эскалация конфликта в Йемене вновь вызвала заметное повышение цены на нефть. Есть признаки того, что Соединенные Штаты уже не могут в одностороннем порядке принимать решение относительно стоимости черного золота.

© Fotolia / EdelweissДобыча нефти
Добыча нефти
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфликт в Йемене приобретает характер двойной войны чужими руками. Очевидно, что Иран и Саудовская Аравия пытаются реализовать свои геополитические интересы. Решающая дуэль разворачивается и на глобальном энергетическом рынке. Будут ли США и впредь доминировать на рынке нефти, или государства Персидского залива смогут вернуть себе право определять цену на черное золото?

Конфликт в Йемене приобретает характер двойной войны чужими руками. Прежде всего, очевидно, что Иран и Саудовская Аравия пытаются реализовать свои геополитические интересы. Но и на глобальном энергетическом рынке разворачивается решающая дуэль. Будет ли Америка и дальше доминировать на рынке нефти, или государства Персидского залива смогут вернуть себе право определять цену?

В последние месяцы цена на самый важный в мире энергоноситель, вопреки всем геополитическим неопределенностям — в том числе в таких важных нефтедобывающих странах как Ирак, Россия, Ливия и Нигерия, — скорее, опускалась вниз.

Однако после начала конфликта в Йемене ситуация в этой области изменилась. После первых налетов военной авиации альянса государств Персидского залива, возглавляемого Саудовской Аравией, на позиции повстанцев из племени Хути в Йемене цены на нефть в четверг взлетели вверх на 8%. В течение одной недели котировки североморской марки Brent выросли на одну пятую, и так активно нефть не росла с 2009 года.

Однако ближе к концу недели цены на нефть вновь стали падать. В пятницу они снизились уже на 7%. Причина в том, что Америка обеспечивает мир избыточным количеством нефти, тогда как незначительное снижение объемов добычи на Ближнем Востоке особого влияния больше не оказывает.

Игольное ушко Баб-эль-Мандебского пролива

Однако выпадающие объемы могут оказаться более значительными. Причиной новых волнений стал Баб-эль-Мандебский пролив, расположенный непосредственно у берегов Йемена. Он представляет собой игольное ушко, через которое каждый день транспортируется почти 4 миллиона баррелей сырой нефти. И этот четвертый по значимости торговый путь для энергоносителей может превратиться в кризисный регион.

Вместе с тем сам Йемен не является особенно значимым производителем нефти. Объем дневной добычи за последние 15 лет сократился там почти в три раза и составляет сегодня 130 тысяч баррелей. В этой стране, расположенной на южной оконечности Аравийского полуострова, добывается всего 0,2% от общего объема нефти, и по этому показателю Йемен занимает всего лишь 31 место после Вьетнама и Дании. Однако намного более важное значение имеет географическое расположение Йемена. Ежедневно через Баб-эль-Мандебский пролив, ведущий в Аденский залив, транспортируются миллионы баррелей нефти из Саудовской Аравии, Кувейта и Катара. Сырая нефть доставляется танкерами преимущественно в направлении Азии.

США теряют ценовое господство?


Среди экспертов пока еще нет единого мнения относительно того, кому теперь достанется нефтяной скипетр. Подобная ситуация отражается и в их прогнозах. Согласно агентству Bloomberg, существующие в настоящее время оценки значительно расходятся. Так, например, Пол Хорснелл (Paul Horsnell), стратег компании Standard Chartered, полагает, что в четвертом квартале баррель нефти подорожает до 90 долларов.

Совершенно иначе оценивает ситуацию Джеффри Карри (Jeffrey Currie) из компании Goldman Sachs. По его мнению, в ближайшие шесть месяцев нефть будет продолжать дешеветь и опустится до 39 долларов за баррель. Где-то посередине находятся оценки Франсиско Бланча (Francisco Blanch), эксперта из Bank of America Merrill Lynch. Он исходит из того, что баррель нефти будет стоить 58 долларов. Таким образом, разрыв между самым высоким и самым низким прогнозом составляет не менее 50 долларов. Пару месяцев назад подобное расхождение не превышало нескольких долларов.

Неожиданное различие в оценках свидетельствует о следующем: в настоящее время уже нельзя быть уверенным в том, что происходящий в Америке бум в области добычи сланцевой нефти в ближайшие месяцы будет определять цены на энергетическом рынке. Благодаря новым технологиям Соединенные Штаты за три года смогли увеличить ежедневную добычу на 70% и выйти на уровень 9,5 миллиона баррелей.

Однако подобный поток добываемой нефти привел к падению цены на черное золото, что в конечном итоге оказывает негативное влияние и на саму Америку. Дело в том, что на некоторых скважинах добыча при низких ценах становится просто невыгодной. С декабря прошлого года количество действующих скважин сократилось наполовину. Однако это не сказалось на объемах добычи нефти, поскольку оставшиеся установки работают в полную силу.

Сомнения относительно устойчивости добычи нефти в США

Эксперты спорят о том, сможет ли Америка и дальше поддерживать свой уровень добычи нефти и таким образом с лихвой компенсировать любые геополитические турбулентные явления на Ближнем Востоке, или же дополнительное количество добываемой нефти будет сокращаться вместе с сокращением количества скважин. В таком случае старые игроки будут определять цену на нефть, и тогда такие конфликты, как в Йемене, в долгосрочной перспективе будут оказывать влияние на энергетические рынки, а также на мировую экономику в целом.

Эксперт Хорснелл из компании Standard Chartered исходит из того, что добыча нефти в Америке будет сокращаться более быстрыми темпами, и в этом отношении его оценки отличаются от мнения большинства аналитиков. Так, например, Карри и Бланч считают, что долгое время на рынке будет избыточное предложение. «Я не ожидаю резкого сокращения добычи. Половина новых установок в Соединенных Штатах рентабельны при цене 40 долларов за бочку, — отмечает Бланч. — Рынки будут получать достаточное количество нефти даже в том случае, если ситуация в Америке изменится после второго квартала».

Эксперты такого крупного банка, как Citi, также не считают, что новый конфликт вокруг Йемена может оказать какое-то существенное воздействие. «Рынки опасаются блокады Баб-эль-Мандебского пролива. Однако вероятность такого развития событий, на мой взгляд, равна нулю», — подчеркивает Дэн Тобон (Dan Tobon), стратег банка Citi.

Йемен как арена конфессиональной борьбы

Гражданская война в Йемене происходит в основном в материковой части и, в первую очередь, в столице Сане. Тогда как сам морской пролив бомбардировками Саудовской Аравии не затронут. По мнению Тобона, следует учитывать, что прибрежные районы продолжают находиться под контролем официальных правительственных войск.

Кроме того, в Джибути, на африканской стороне этого морского пути, существует единственная американская военная база в районе Африканского рога. «Там сосредоточена значительная огневая мощь, которая позволит в критической ситуации держать свободными проход для танкеров», — отмечает Тобон. Поэтому он считает повышение цен на нефть временным явлением.

Однако не все эксперты с ним согласны. «Йемен превратится в зону войны чужими руками между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией. То есть, это будет война между враждующими исламскими религиозными группировками», — подчеркивает Камран Бохари (Kamran Bokhari), аналитик геополитического исследовательского центра Stratfor. Подобного рода конфликт может распространиться и на другие регионы.

События такого рода уже происходили. Саудовская Аравия еще в 60-е годы была вовлечена в происходившую в Йемене войну чужими руками. Ее соперником в то время был Гамаль Абдель Насер. На севере Йемена в течение десятилетий правила консервативная шиитская королевская династия. Однако в сентябре 1962 года офицеры устроили путч и провозгласили создание республики. Они были союзниками Насера, панарабизм которого был популярен во всем этом регионе. Египет в то время направил десятки тысяч своих солдат в Йемен для поддержки путчистов. Тогда как сторонники свергнутой монархии получали военную помощь от Саудовской Аравии, правители которой считали, что их власть находится в большой опасности.

Иран является проигравшей стороной из-за обвала цен на нефть

Но и в современном мире уже складываются альянсы. Так, например, Турция и Египет быстро встали на сторону Саудовской Аравии. Что касается Ирана, то он выступил с протестом против бомбардировок. «Ситуация в области безопасности в Йемене может дестабилизировать весь регион, а также породить неопределенность на энергетическом рынке», — отмечает Бохари.

Для Ирана повышение цены на нефть особенно благоприятно. Эта страна принадлежит к числу наиболее пострадавших в результате обвала цен на энергоносители. Для поддержания равновесия своего бюджета Тегерану нужно, чтобы баррель стоил около 140 долларов. Это, конечно же, понимают саудиты, которые так же, как Иран, являются членами ОПЕК.

Однако сам нефтяной картель сегодня расколот, как никогда раньше. Так, например, Саудовская Аравия в конце 2014 года на последней встрече картеля в Вене блокировала решение о сокращении добычи, на котором настаивали такие более бедные члены этой организации, как Венесуэла и Иран. Таким образом, саудиты хотели сохранить свои доли рынка, оказавшиеся в опасности в результате новых возможностей по добыче в Соединенных Штатах, переживающих в настоящее время новый нефтяной бум. Мнение других членов ОПЕК в настоящее время не принимается во внимание.