На прошлой неделе в Лондоне состоялось ежегодное выступление министра иностранных дел Великобритании Филипа Хэммонда (Philip Hammond) перед дипломатическим корпусом.
Руководитель внешнеполитического ведомства объявил о том, что правительство обозначило три основных «вызова» внешней политике страны, с которыми следующему парламенту (выборы состоятся 7 мая) придется иметь дело. Одной из наиболее серьезных проблем, которую нужно будет решать правительству и парламенту — членство Великобритании в Евросоюзе.
Логика британцев предельно проста при том, что вопрос-то многослойный с далеко идущими и плохо прогнозируемыми последствиями. Британцы, по сути, ставят Евросоюзу во главе с Германией и Францией ультиматум: либо ЕС реформируется, либо Великобритания выйдет из его состава. И таким образом Евросоюз получает совершенно непредсказуемый сценарий: перспектива выхода Великобритании из Евросоюза становится одним из ключевых неизвестных европейской политики.
Правда, просчитывая варианты, некоторые влиятельные британские эксперты, все же полагают, что европейский проект в общем-то сможет пережить уход англичан, поскольку осью Евросоюза продолжает оставаться связка Берлин-Париж. Следует иметь в виду и то, что британцы регулярно продавливали свои требования об особом статусе, что постоянно было источником серьезного напряжения внутри Евросоюза.
Не стоит сбрасывать со счетов и мнения ряда аналитиков относительно того, что в отсутствие Лондона континентальная Европа станет более самостоятельной, поскольку не секрет, что англичан всегда подозревали в амплуа проводника интересов Вашингтона в европейских делах.
Сегодня ни одна серьезная дискуссия о будущем европейской политики не обходится без обращения к перспективе выхода Великобритании из Евросоюза как фактору огромных рисков для международной репутации страны. Эксперты солидарны в признании того факта, что в скором времени ко всем прочим внешнеполитическим проблемам, нарастающим, как снежный ком, способность и ресурс Лондона оказывать влияние на их решение будет определяться развитием отношений Великобритания-ЕС. По крайней мере, эта перспектива совершенно очевидно встанет перед страной после майских выборов в случае, если правительство будет сформировано во главе с консерваторами, которые твердо обещали избирателям провести референдум о членстве в ЕС в 2017 году.
Немало влиятельных британских экспертов рисуют будущее Великобритании как международного игрока в случае разрыва с ЕС в чрезвычайно пессимистических и мрачных тонах. Конечно, говорят они, катастрофы не произойдет. Но Лондон уже не сможет играть роль проводника американских интересов в Европе и настраивать в нужном для американцев направлении внешнеполитический вектор Брюсселя. Кроме того, Лондон фактически лишается и мощной опоры ЕС в переговорах о режиме торговли с третьим странами. В случае переформатирования отношений с ЕС по норвежской или швейцарской модели, Лондон потеряет влияние на выработку и принятие правовых и регулирующих актов, обязательных к исполнению странами ЕС. Более того, эксперты уверены, что и британский бизнес, естественно, понесет серьезные потери, масштабы которых сейчас даже спрогнозировать не так-то просто. Что же касается политических аспектов, то от британских аналитиков раздаются опасения, что покинув Евросоюз, Великобритания по сути получает на континенте неподконтрольную себе сверхдержаву — перспектива, предотвращению появления которой была посвящена вся английская внешняя политика на протяжении столетий.
Однако было бы чрезмерным упрощением списывать идею референдума на политический оппортунизм. Проблема значительно глубже, и она сопряжена с нынешним состоянием Евросоюза как проекта субрегиональной интеграции и его перспективами на будущее. Трудно спорить с теми, кто полагает, что лучше положиться на опробованные в истории национальные инструменты развития общества, чем на то, жизнеспособность чего только еще предстоит доказать. Многое будет зависеть от того, что будет происходить в самом Евросоюзе. Нет сомнения в том, что серьезный ущерб единству ЕС нанесла украинская авантюра Брюсселя. Ее последствия пока трудно просчитать. И только сейчас это начали признавать вслух британские аналитики.
Проблема миграции стала подрывать единство британской нации. И с каждым годом она становится все более серьезной и взрывоопасной.
Экономический рост переместился в страны БРИКС и Азию. Европа же не демонстрирует признаков роста на обозримую перспективу. Это ведет к уточнению приоритетов страны, а значит, и ее интересов, а в их контексте - и экономической политики. Лондон, как всегда, пытается играть на опережение. Но сегодня ставки как никогда высоки.
Для многих в Великобритании логично полагать, что лучше оставаться полноценным национальным государством, чем зависеть от интеграционной стихии и решений, свидетельствующих об отсутствии воображения у брюссельской бюрократии. А это к тому же вынуждает действовать по принципу наименьшего общего знаменателя, что и обрекает общую политику на заведомое поражение, особенно на крутых поворотах истории.
Сохранение фунта стерлинга и независимой монетарной политики Великобритании в рамках Евросоюза подогревают мысли англичан о необходимости управлять своей страной независимо от Брюсселя. Тем более, что экономическое положение Европы сегодня оптимизма не добавляет и заставляет постоянно думать о собственных интересах.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.