Несколько дней назад вышло интервью с руководителем фракции ЛДПР в Госдуме РФ, политиком еврейского происхождения Владимиром Жириновским, который широко известен своей туркофобией.
До общественности были в явной, неприкрытой форме доведены его предложения по вводу ввода российских войск в Карабах.
Известно, что за долгие годы политической карьеры за Жириновским закрепился образ несерьезного политика. Но также есть мнение, что косвенно эта политическая фигура является рупором российской разведывательной организации. И каждое произносимое им слово можно воспринимать как попытку российских спецслужб сформировать общественное мнение.
Для нас важно понять, каких политических целей этот партийный лидер, представляющий третью по величине фракцию в ГД и ставший четвертым на последних президентских выборах, пытается с помощью такой риторики добиться сегодня.
Как мы неоднократно подчеркивали в предыдущих статьях, Россия шаг за шагом укрепляет свое влияние в Азербайджане. Мы даже начали говорить о российском давлении и угрозе, которой все ощутимее пахнет в воздухе. Такая чрезвычайная ситуация стала складываться прежде всего после того, как США заняли четкую позицию в украинском вопросе.
Хотя Азербайджан стремится проводить сбалансированную политику, Россия пытается изменить эту ситуацию. Ильхам Алиев проницателен. Вне всякого сомнения, на данный момент ему успешно удается защищать национальные интересы страны. При этом он понимает, к чему провокации России могут привести в будущем.
В свите чиновников, окружающих президента Азербайджана, невозможно не заметить сторонников России. При этом они постепенно набирают силу не только в окружении азербайджанского лидера, но и в рядах оппозиции.
В политике начинают появляться лица, известные своей близостью к России. Время от времени этих людей даже разоблачают в лоббировании интересов Путина. В этой связи особенно важно присмотреться к кандидатам на грядущих парламентских выборах в Азербайджане. Ведь и в окружении Ильхама Алиева, и в парламенте Азербайджана Россия желает видеть тех, кто занимает явно промосковскую позицию, и в этом смысле Москва выглядит решительной в проявлении своей политической воли.
Всем известно, что Карабах — дело жизни и смерти для Азербайджана. Это, несомненно, исторический край Азербайджана. Кроме того, президент Ильхам Алиев сам лично поддерживает операции по отражению атак армянских военнослужащих, которые чуть ли не ежедневно норовят проникнуть на азербайджанские земли. И персонально показывает, что не намерен идти на уступки в этом вопросе. В то же время очевидно, что даже такая жесткая позиция не может помешать России проводить свою линию в регионе.
На этом политическом фоне обратимся к «хулиганскому», на первый взгляд, предложению Жириновского ввести российские войска в Карабах. Россия как бы заявляет, что может сделать такой шаг в любой удобный для нее момент. И ее не волнует ни право, ни давление международного сообщества...
Если мы задумаемся о том, кому выгодна нерешенность проблемы между Арменией и Азербайджаном, то придем к выводу, что прежде всего это на руку России. Причина очевидна. Пока Кавказ вязнет в проблемах, и в регионе продолжает существовать конфликтная политическая атмосфера, Россия сохраняет свое влияние. С этой точки зрения следует рассматривать и то, посетит ли Путин Чанаккале 24 апреля. Армения — очень важный партнер для России. И в некотором смысле гарант ее доминирования на Кавказе. Это серьезный козырь с точки зрения политических провокаций. Армения важна и для Ирана, хотя и в несколько ином ключе. Поддержка Армении для сохранения войны в регионе рассматривается в числе важных политических предпочтений Ирана.
Хотя из-за своей пристрастности и позиции, основанной только на собственных интересах, Запад несколько утратил расположение к себе государств этого региона, сегодня все еще можно вести речь о западном влиянии на этом пространстве. Иными словами, с одной стороны здесь — влияние России, с другой — влияние Запада по оси США.
В поисках ответа на вопрос, войдет ли российская армия в Карабах, нельзя игнорировать украинский кризис.
Следует заметить, что для России, которая на глазах у всего мира аннексировала Крым, нет такого места на Южном Кавказе, которое она не смогла бы оккупировать.
Если на этом фоне мы отметем высказывание Жириновского (который может быть гласом российской разведки) как некую случайность, это будет означать нашу неспособность тщательно проанализировать возникающую ситуацию.
Очевидно, речь идет о сложном для Азербайджана политическом событии. Твердость Турции в этом вопросе важна не только для Азербайджана, но и для всего Южного Кавказа. Поэтому курс во внешней политике, который сегодня выберет Турция, имеет огромное значение. Диалог Турции и с Россией, и с Западом позволит занять правильную позицию в отношении этих событий. Важно не игнорировать мнение о том, что, пока в Карабахе не положен конец доминированию Армении при поддержке России, безопасность Южного Кавказа находится под угрозой. Пока продолжается конфликт России и США, вероятность того, что Россия может ввести свои войска в израненный Карабах, остается довольно высокой.