Появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что драконов нельзя называть вымышленными созданиями из легенд и сказок, и что антропогенное воздействие климата может непредумышленно привести к возрождению этих чудовищ.
Драконов издавна считают существами из легенд, и рассказы о них существуют во многих странах и на всех континентах. Но до недавнего времени очень мало внимания уделялось тому обстоятельству, что схожесть культурных представлений об этих чудовищах указывает на нечто более зловещее. Описания драконов напоминают друг друга: от литературы Древней Греции и славянской мифологии до восточных сказаний и зороастрийских надписей. А что, если все эти легенды основаны на правде? Различия во внешнем виде — у одних драконов нет крыльев, у других несколько голов, а некоторые не могут плеваться огнем — когда-то объяснялись особенностями местных традиций, но это с тем же основанием можно объяснить видовой разницей.
800-я годовщина подписания Великой хартии вольностей в 1215 году вызвала небывалый всплеск исследований литературных источников раннего средневекового периода. Один из таких документов, найденный случайно в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета под кучей ржавых подсвечников в запертом шкафу с надписью «Потерянная собственность», убедительно свидетельствует о том, что эти фантастические чудовища требуют срочного изучения. В этом трактате, приписанном монаху Годфри из Эксмута, говорится о многих достоверных моментах английской истории, но что самое важное, автор предлагает доказательства того, что драконы на протяжении тысячелетий периодически становились подлинным проклятием для цивилизаций.
Научная работа, ведущаяся в этом направлении, показывает, что ранний средневековый период был настоящим раем для драконов. Это объясняется необычайно высокими температурами, а также изобилием рыцарей, которые были главными врагами драконов и их любимой едой. Кроме того, в то время богатство и статус измерялись золотом и серебром — а это любимый материал для западных драконов, из которого они вили свои гнезда. В результате у драконов появились все условия для жизни, питания, и что очень важно, для отдыха и развлечений. Это обеспечило расцвет драконьей популяции. Поджаривание изрыгаемым пламенем человеческой и прочей плоти, а также уничтожение без разбора хижин и дворцов получило широкое распространение.
Подъем, упадок и снова подъем
Более частое упоминание драконов в литературе совпадает по времени с ростом температур, а это говорит о том, что огнедышащих ящериц в эти периоды видели чаще. В результате мы вправе говорить о приближающемся и очень крупном третьем пробуждении.
Как свидетельствует монах Годфри из Эксмута, было время, когда все человечество было прекрасно осведомлено о существовании драконов и прочих магических существ. Похоже, что упорное антиобщественное поведение драконов, а также неспособность на первый взгляд могущественных магических существ эффективно бороться с этой напастью вызвали глубочайшую неприязнь в человеческом обществе: ведьм стали сжигать на кострах, а чародеев, осмелившихся говорить о вселенной с солнцем в центре, подвергали бесчестию, осмеянию и суду.
Понижение температур в сочетании с резким сокращением числа рыцарей в начале 15-го века вызвало наступление Великой спячки у драконов. Это явление является общепризнанным: многие холоднокровные животные впадают в брумацию (это спячка, аналогичная гибернации у теплокровных животных), которая наступает при неблагоприятных климатических и питательных условиях. Великая спячка совпала по времени с так называемым малым ледниковым периодом. Исторические документы свидетельствуют о том, что это был довольно мирный период, по крайней мере, что касается нападений драконов. Многие считали, что к 13-му или 14-му веку драконы, по крайней мере, их огнедышащие виды, вымерли. Эта точка зрения приняла просто поразительные пропорции, и сейчас общепринятое мнение заключается в том, что драконы, равно как и все магические существа, это чистой воды вымысел. Такое убеждение стало благом для драконов, потому что гонения на них прекратились. Ведьм сегодня считают сумасшедшими, но безвредными женщинами, а магов — престарелыми маразматиками, которые от нечего делать шляются на фольклорных фестивалях в странных шляпах.
Это спокойствие было нарушено на непродолжительное время с 1586 по 1597 год, когда наступило первое пробуждение. В период брумации драконы вели себя точно так же, как и остальные холоднокровные животные, периодически пробуждаясь от дремы, дабы проверить, каковы условия снаружи, и не пора ли выходить из спячки. Поскольку дракон должен поддерживать чрезвычайно высокую температуру в своей ротовой полости и назальных топках, огнедышащим видам крайне важно, чтобы окружающая среда была энергетически благоприятной для выхода из спячки — ведь им нужно тепло и еда. К счастью, первое пробуждение совпало с самым холодным временем малого ледникового периода и острым дефицитом рыцарей. Поэтому решение снова впасть в спячку было принято без малейших колебаний. Свидетелями этого пробуждения были немногие; но те, кто его лицезрел (включая некоторых весьма уважаемых философов), немедленно запечатлели свое изумление на бумаге. Однако коллеги немедленно высмеяли этих людей, а их работы отнесли к презренному жанру фантастики.
Второе пробуждение, произошедшее в 1680-1690-м годах, считается менее масштабным, чем первое, но оно дало такие же результаты. В драконов поверила только молодежь, которую проигнорировали, а также небольшая кучка верующих философов (ученых), которые прекрасно знали о том, какому остракизму веком ранее подверглись их предшественники, и решили хранить молчание о своих наблюдениях. Это нашло отражение в уменьшении количества литературных произведений о драконах в период второго пробуждения по сравнению с первым.
Сдвиг во взглядах общества на драконов, которых переместили из сферы реальности в вымысел, иногда объясняют неким колдовством или чарами. Ньют Саламандер полагает, что люди с магическими убеждениями целенаправленно проводили такую политику, дабы скрыть этих существ. Происходило это следующим образом. Они совершали некие магические действия, связанные с нейротрансмиссией, в результате чего происходит транслокация всей хранящейся в мозгу информации о магических явлениях в малую долю гомогенетической коры головного мозга, которая отвечает за творческое воображение. В результате все наблюдения, о которых сообщается, почти всегда проводятся под бессознательной защитой фиктивной коммуникации. (Эта точка зрения оспаривается в свете других криптозоологических явлений, таких как снежный человек или лохнесское чудовище, хотя свидетельства в этом случае неубедительны, а сторонников такой точки зрения называют людьми безответственными.)
Казалось бы, неосведомленность человечества о ситуации с драконами должна сохраняться в неизменном виде, если бы не сочетание ряда событий последних десятилетий. Во-первых, мировой экономический спад привел к активизации поисков «скрытых» сокровищ и тайников, в которых укрываются спящие драконы, с целью улучшения удручающей экономической ситуации. Такая стратегия «монетарного воровства» имеет все шансы спровоцировать репрессии со стороны спящих драконов, которые проснутся и увидят, что их гнездовища опустошены.
Ситуация усугубляется еще и тем, что человеческая осведомленность периодически дает сбои, как было в 1976 году, когда один ученый (по иронии судьбы, человек в рыцарском звании и барон) опубликовал в журнале Nature научную работу о драконах. Неуверенные действия в борьбе с глобальным потеплением также осложняют ситуацию. Да и политика, скажем, возрождение рыцарских и дворянских титулов в Австралии, будет ухудшать и без того неприятную ситуацию, возрождая и расширяя кормовую базу драконов. Это лишь вопрос времени, и третье пробуждение обязательно наступит. Говоря словами монаха Годфри из Эксмута, «оно будет больше». Климатические условия очень быстро становятся оптимальными для размножения драконов, и уже скоро нейротрансмиссионные чары полностью утратят свою эффективность. Мы настоятельно рекомендуем активизировать исследования по созданию огнестойкой защитной одежды, а также избегать почтительного обращения с упоминанием титулов.