Значимость США как ведущей мировой державы все чаще ставится под вопрос ввиду блистательного взлета Китая. Слабая Европа никогда не рассматривалась ни в роли соперника, ни в качестве опоры Соединенных Штатов. А в нынешней ситуации послужит разве что для разрешения спора. И это в лучшем случае.
Американская дипломатия уже не та, что была раньше. Ни в политическом, ни в военном отношении. И еще меньше в экономическом. Так, США не удалось предотвратить присоединения крупных западных стран на правах членов-учредителей к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ), основателем которого выступает Китай.
В прошедшие выходные Австралия после нескольких месяцев раздумий также заявила о своем решении стать членом-участником АБИИ, присоединившись к таким странам и историческим союзникам США, как Великобритания, Германия, Франция, Италия и Швейцария, среди прочих, в результате чего первоначальный список пополнился еще 40 странами-участниками.
Создание АБИИ и его функционирование бросают вызов Международному валютному фонду (МВФ), Всемирному банку и Азиатскому банку развития (АБР) в некоторых ключевых областях своей деятельности.
По иронии судьбы, своим возникновением АБИИ обязан США и их политической и дипломатической недальновидности, неспособности распознать и поддержать перемены времени и желаний, особенно это касается развивающихся рынков, чей вклад в мировую экономику с каждым годом растет.
Решение об учреждении АБИИ было принято в 2013 году после отказа США ратифицировать небольшие изменения в работе МВФ, согласованные в 2010 году его членами.
Управление МВФ осуществляется США и Великобританией с момента его создания в 40-х годах. Квоты членов МВФ составляют 17,7% для США, 6,1% для Германии, 4,5% для Великобритании и Франции, 4% для Китая, 2,5% для России, 2,4% для Индии и 1,8% для Бразилии.
Изменения принципов организации управления МВФ, одобренные его членами, но не ратифицированные США, заключались в перераспределении квот и упрочении власти Китая и других развивающихся азиатских держав в области корпоративного управления МВФ.
По оценкам Азиатского банка развития для Азиатско-Тихоокеанского региона, большие задержки в развитии инфраструктуры в азиатских странах, вызванные финансовым кризисом 1997-1998 годов, к 2020 году потребуют для своего преодоления инвестиции в инфраструктуру в размере около 8 триллионов долларов США.
Гонка, которую затеяли основные западные страны, чтобы в качестве учредителей присоединиться к АБИИ, отражает большую заинтересованность их правительств в заполучении контрактов для отечественных компаний на строительство объектов инфраструктуры.
В равной мере она демонстрирует и усилия, которые предпринимают такие страны как Великобритания, Германия и Люксембург для привлечения бизнеса, инвестиций и других финансовых операций, совершаемых в юанях, ввиду ожидаемого увеличения использования китайской валюты в международных сделках.
Португалия обладает неплохими позициями, с которых может вести экономическую дипломатию с Китаем, выгодно используя преимущества своих связей с Европой, Африкой и Бразилией. А недавние приобретения португальских компаний крупными китайскими компаниями являются хорошим индикатором новой глобальной парадигмы.
В этом состоит важнейший политический и экономический вызов современности. Только США этого еще не поняли.