Посол Японии в КНР Масато Китэра (Masato Kitera) в интервью английскому изданию Financial Times заявил, что он и представители японского бизнеса верят, что их страна в июне этого года может подать заявку на вступление в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB). Эта новость тут же привлекла всеобщее внимание. Министр финансов Японии Таро Асо (Taro Aso) решил как можно скорее внести ясность в ситуацию: пока Токио всего лишь собирает информацию о механизмах управления банком и уровне приемлемой задолженности, однако он довольно осторожно относится к вопросу вступления в банк. После этого разговоры о возможном присоединении Японии к AIIB немного утихли.
Решение Южной Кореи — удар для США
После того, как многие европейские страны и даже Южная Корея подали заявки на вступление в AIIB, США и Япония вроде как остались не у дел. В репортаже BBC даже говорится, что для Токио, который постоянно следит за тем, к кому же всё-таки примкнет Сеул — к Пекину или Вашингтону — решение Южной Кореи о присоединении к банку стало громом среди ясного неба, практически таким же сенсационным, как аналогичное решение Великобритании.
Конечно, еще рано говорить о том, что инициатива Китая о создании банка может стать вызовом для Всемирного банка или же пошатнуть мировую финансовую систему, в которой господствует Америка. Однако есть вероятность, что AIIB в скором времени будет прямой угрозой Азиатскому банку развития (АБР), в котором важные роли играют как раз США и Япония. Хотя штаб-квартира АБР находится на Филиппинах, а у Токио официально нет права вето в банке, совместное право голоса Америки и Японии составляет 1/4, что намного больше, чем у других членов (право голоса Китая, например, составляет всего 6%). Добавим к этому, что с момента основания банка в 1960-х годах его главой обычно был кто-то с японской стороны. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что АБР всегда был важным политическим механизмом для Токио и Вашингтона в азиатском регионе.
США и Япония теряют конкурентоспособность
Когда-то японские ученые выдвинули парадигму «летящих гусей» (модель «догоняющего развития»). Япония была «вожаком» экономического развития азиатского региона, а АБР — воплощением этой идеи. Однако проблема заключается в том, что финансовая планка у АБР слишком высока, и он не может молниеносно реагировать на потребности Азии в области развития инфраструктуры. Бывший исполнительный директор банка американец Кертис Чин (Curtis Chin) прямо говорит: Япония в течение многих лет медлила с реформами в АБР, не спешила дать другим странам большее право голоса. Если AIIB сможет гарантировать, что у развивающихся стран будет больше возможностей выражать собственное мнение, тогда эти два банка действительно могут стать конкурентами.
Токио, конечно, прекрасно знает все плюсы и минусы такой ситуации. Вплоть до начала прошлого месяца власти Японии вместе с министром финансов США Джеком Лью (Jack Lew) постоянно ставили под сомнение возможность AIIB достичь уровня Всемирного банка. Однако по мнению обозревателя Financial Times Мартина Вулфа (Martin Wolf), который когда-то работал во Всемирном банке, фраза «необходимо проследить, сможет ли AIIB достичь руководства мирового уровня и стандартов кредитования» вызывает лишь улыбку. Он также считает, что г-ну Лью стоит вспомнить, как Всемирный банк финансировал коррупционное правительство бывшего диктатора Республики Заир (сейчас Демократическая Республика Конго) Мобуто Сесе Секо (Mobutu Sese Seko).
Некоторые члены правительства Японии боятся остаться не у дел
Как мы видим, в процессе создания AIIB за прошедшие несколько недель наметился явный прогресс, и правительство Японии понимает, что может остаться в проигрыше. Как сообщается в газете «Японские экономические новости», сейчас мнение чиновников из министерства иностранных дел и министерства финансов схоже с американским, поэтому большинство из них относится крайне осторожно к идее вступления в банк. Однако в последнее время некоторые члены правительства и представители японских коммерческих кругов начали подумывать о том, чтобы вступить в AIIB, но с некоторыми оговорками. Они считают, что раз такие развитые страны, как Великобритания, Франция, Германия и Южная Корея хотят участвовать в проекте AIIB, неучастие Японии может сказаться плохо на ней. Она может понести убытки в области экспорта инфраструктуры, а также упустить шанс иметь влияние в банке. Приближенный к премьер-министру Синдзо Абэ человек сообщил: «Если не рассматривать AIIB как финансовый механизм, а считать его организацией, стимулирующей экспорт инфраструктуры нашей страны, тогда можно и принять участие в проекте.»
Токио считает экспорт инфраструктуры одной из основ стратегии развития. Что касается строительства электростанций и железных дорог, тут Франция и Германии составляют ему большую конкуренцию. Если они войдут в AIIB, а Япония останется за дверью, это будет равносильно тому, что она своими собственными руками отдает другим возможности развивать инфраструктуру.
Однако окончательное решение Японии будет всё же зависеть от США. В конце апреля Синдзо Абэ поедет в Америку, и одной из важнейших тем обсуждения станет, конечно, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Специалист по Азии из США Элизабет Экономи (Elizabeth Economy) считает, что по объективным причинам Америка не может сейчас вступить в AIIB. Но не исключено, что Вашингтон хотел бы видеть Токио в списке членов банка, сделать его так называемым «троянским конем», чтобы он консультировался с США и сдерживал влияние Пекина. Конечно, для Белого дома это непростое решение, ведь по сути оно означает его изоляцию от дел AIIB. Однако если после своего визита в Штаты Абэ действительно решит стать участником проекта, это никого особо не удивит.