Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Донецк — не Украина, Барселона — не Каталония

© AP Photo / Emilio MorenattiСторонники независимости Каталонии празднуют результаты неофициального референдума, ноябрь 2014 года
Сторонники независимости Каталонии празднуют результаты неофициального референдума, ноябрь 2014 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страны, будь то старые, обуреваемые скукой, или новые — полные оптимизма, все они имеют одно слабое место — границы. Возьмите Европу, когда с учебником истории в руках можно оспорить практически любую из ныне существующих границ. Многое зависит от нас, от того, что мы выбираем — послать молодых людей учиться в вузы или отправить их на войну.

Вчера, когда я проснулся, то столкнулся с удивительным примером из области эпистемологии, который в 1923 году описал выдающийся австрийский философ Людвиг Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате». Звучит он так: «Границы моего языка — это границы моего мира».

И вот теперь новый эпистомологический пример я почерпнул из Твиттера.

Вот, что там было написано: «Мас предлагает провозгласить независимость Каталонии в 2017 год. В этом случае ты поддержишь бомбардировки Каталонии точно так же, как ты сейчас поддерживаешь обстрелы Донбасса украинскими силовиками?»

Первое, что пришло мне на ум после прочтения этого вопроса, так это кровавая война России с чеченскими сепаратистами в ходе которой российским солдатам пришлось оставить Грозный, так как Святой великомученик Георгий Победоносец отвернулся от них.

Затем в моем воображении возникла синеватая грязь на улицах Киева, где год назад мощно звучал украинский гимн «Ще не вмерла Україна».

Референдум о независимости Шотландии


Каталонские сепаратисты с большой надеждой ожидали результаты референдума в Шотландии. Примеры Квебека или Литвы также служили им примером для подражания. И это нормально. Украинская драма также поддается сравнению.

Но если мы попытаемся организовать нечто похожее у себя, опираясь на наш исторический опыт, то трудно себе представить, что из этого получится.

Сейчас многие говорят о том, что возвращение Крыма в состав РФ, а также возможное присоединение восточных областей Украины к России является восстановлением исторической справедливости. Но надо заметить, что эти земли в прошлом никогда не были «русскими». Просто те люди, которые проживают в Крыму и на Донбассе, мечтают о своем возвращении во времена Советского Союза, когда русские и украинцы дружно жили вместе.

Многие жители Каталонии, да и не только каталонцы, хотят, чтобы автономное сообщество стало независимым. Желание хорошее, но давайте посмотрим, что произошло на Украине, после того как она стала независимым государством.

Как известно, 1 декабря 1991 года на территории бывшей УССР состоялся референдум о провозглашении независимости Украины. На вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?» утвердительно ответили более 90% из тех, кто принял участие в голосовании.

Такое единодушие президенту Женералитета Каталонии Артуру Масу и не снилось. Референдум был объявлен 24 августа 1991 года вместе с Актом провозглашения независимости Украины и утвержден 11 октября того же года постановлением Верховной Рады. Страницы газет тех лет пестрели сообщениями о том, что перед украинским парламентом собрались более 10 тысяч человек, которые дружно скандировали: «Украина без Москвы!»

Нечто подобное происходило и в Каталонии, правда, число участников акции здесь было во много раз больше.

На площади перед украинским парламентом находилась делегация российских парламентариев во главе с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком, который был освистан толпой лишь за то, что сказал: «Кто вам сказал, что такие понятия как независимость и быть вместе — несовместимы. Никто не ставит под сомнение независимость Украины, но политические и экономические вопросы должны решаться совместно».

Однако все эти слова не услышали. Проблемы продолжали накапливаться, что, в конце концов, вылилось в войну. Военное противостояние началось не из-за того, что власть в Киеве якобы захватили фашисты и бандеровцы, и не из-за того, что якобы на Украине притесняли русский язык и русскую культуру. Причины лежат в политической и экономической областях. Теперь за это приходится платить кровью. Войны — дорогое удовольствие. За них приходится расплачиваться жизнями людей, а не победными словами и реляциями политиков.

Однако вернемся к референдуму о провозглашении независимости Украины. Итоги голосования не были однородными. Так, в Киеве, «Акт провозглашения независимости» поддержали 95% населения. В Крыму «за» независимость проголосовали 54%, в Севастополе — 57%. Донбасс также сказал независимости Украины «да» — более 76% в Донецке. Во Львове — 97%.

Референдум о «политическом будущем» Каталонии, планировавшийся на 9 ноября 2014 года, был заморожен Конституционным судом Испании по причине его несоответствия конституции страны. Вместо этого был проведен консультативный опрос о политическом будущем Каталонии, не имеющий прямой юридической силы. Каталонцам предлагалось ответить на два вопроса: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если да, то хотите ли вы, чтобы это государство было независимым?». Итоги опроса показали, что за полную независимость от Испании высказались 80,7%.

Следует признать, что между референдумами, проведенными в Крыму и Шотландии, есть много различий, но я не хочу в это углубляться. Все прекрасно знают, что референдум в Шотландии был проведен с согласия центральных властей в Лондоне. Вместе с тем мало кто знает, что при проведении референдума в Крыму наряду с тем, что Киев не давал согласия на его проведение, жители региона не могли проголосовать за сохранения существующего статус-кво, так как этот вопрос не был вынесен на референдум о статусе автономии. Они могли проголосовать только за большую автономию или за независимость.

Мне не хотелось бы затрагивать вопрос об участии крымских татар в референдуме. Как бы там ни было, очевидно, что большинство жителей Крыма высказались за присоединение к России, и тем самым подтвердили результаты ранее проведенных опросов. Я также не собираюсь защищать коррумпированное украинское правительство, вступившее в сговор с олигархами, и преступления военных.

Лучше поговорим о странах, получивших независимость, а также о тех — кто хочет последовать их примеру.

Я не поддерживаю идею отделения Каталонии от Испании. Но если такое случится, то я бы хотел, чтобы это произошло бескровно. Мне кажется, что намного интереснее заняться вопросами мирного сосуществования государств после обретения независимости.

Этому вопросу не придавали значения ни Москва, ни Киев. Политики занимаются обманом, когда заявляют с высоких трибун о независимости Новороссии или Каталонии.

Россия предпочитала умалчивать о своем прямом участии в «крымской весне». Долгое время Москва отрицала участие российских военнослужащих в воссоединении Крыма с Россией. Однако в итоге Путин сказал правду. Оказалось, что Кремль готовил присоединение Крыма к России еще до проведения референдума, российские военнослужащие принимали непосредственное участие в захвате парламента Крыма и патрулировании городских улиц.

Я не хочу говорить о нечистоплотности Кремля. В конце концов, это была жесткая реакция на события на Майдане, приведшие к бегству законно избранного президента страны. Вслед за Крымом последовало вмешательство России в события на Донбассе. В Донецкой и Луганской областях при содействии российских граждан было организованно вооруженное восстание против киевских властей. Были выдвинуты требования по децентрализации и федерализации Украины с предоставлением статуса автономии неподконтрольным Киеву территориям.

Примечательно, что когда у власти находился Виктор Янукович, Москва не выдвигала никаких требований по федерализации Украины. Кроме того, следует напомнить, что Кремль никогда не признавал права автономий РФ на самоопределение.

Антитеррористические учения пророссийских ополченцев в Донецке


Я неоднократно говорил, что если кто-то считает, что российская армия не участвует в боевых действиях на Донбассе, и что там воюют якобы местные трактористы и шахтеры, которые быстро научились стрелять из ракетных установок, купленных на рынке — это ваша проблема.

Цель этого текста не в том, чтобы защищать позицию русских или украинцев, быть на стороне шотландцев или каталонцев. Я очень опасаюсь сепаратистских настроений, которые не имеют национальных границ. Те, кто вчера выступал за распад СССР, сегодня радуются развалу Украины. А те, кто голосует за отделение Каталонии от Испании, завтра будут выступать за выход Барселоны из состава Каталонии.

Стремление к независимости Каталонии и Квебека основывается на примере Литвы. Эта республика смогла мирно выйти из состава СССР, достаточно быстро провести демократизацию страны и решить проблемы русскоязычного населения. К этому следует добавить, что экономика республики смогла успешно вписаться в рыночные отношения. Я жил в Литве с 2002 года по 2003 год, когда литовцы, дружно проголосовали за вхождение в Евросоюз. Каталония для Литвы также была примером для подражания. Небольшое по территории автономное сообщество, динамично развивающееся, сохранившее свою культуру и язык.

Много воды утекло с тех пор.

Каталонцы с воодушевлением восприняли аннексию Крыма Россией, сепаратистские настроения на Донбассе. А было бы неплохо спросить у своих старых товарищей — литовцев, эстонцев, латышей — как они относятся к событиям на Украине? Тогда бы они узнали, что жители прибалтийских стран серьезно озабоченны событиями на Украине, так как сепаратизм несет угрозу их независимости.

Такова ирония судьбы.

Страны, будь то старые, обуреваемые скукой, или новые — полные оптимизма, все они имеют одно слабое место — границы. Возьмите Европу, когда с учебником истории в руках можно оспорить практически любую из ныне существующих границ. Многое зависит от нас, от того, что мы выбираем — послать молодых людей учиться в вузы или отправить их на войну.

Те, кто сравнивают сепаратизм в Каталонии с сепаратизмом на Донбассе, не понимают, что Украина вышла из состава СССР на основании референдума, признанного всеми заинтересованным сторонами.

Захват или оккупация территории Украины, который произошел под прикрытием зеленых человечков, является агрессией, попранием суверенитета страны. Россия, по сути, воспользовалась правом сильного, и отхватила кусок территории у слабого соседа.

Я считаю, что Каталония, ни при каких обстоятельствах не должна отделяться от Испании, ну а если все-таки это произойдет, то Мадриду не следует применять военную силу. Конечно, эта идея не понравится никому, и я рад. Война, которую я видел, им не понравиться еще больше.