Главный герой популярного американского политического телесериала «Карточный домик», блестяще сыгранный Кевином Спейси, президент США Фрэнк Андервуд продвигает свои авантюрные международные инициативы, не останавливаясь перед необходимостью рисковать национальными интересами и жизнями американских солдат.
И хотя Андервуд лишь вымышленный персонаж, похоже, что реальный президент Барак Хусейн Обама, ради удовлетворения своих амбиций, точно также готов пренебречь многим, включая и стратегические отношения со своим важнейшим союзником — государством Израиль.
На днях, через нью-йоркское ежедневное издание «Уолл-стрит-джорнел», неназванные высокопоставленные чиновники Белого дома обвинили Израиль в том, что тот шпионил за американскими представителями на переговорах с Ираном, чтобы затем использовать эту информацию для давления на Конгресс США, предотвращая подписание»ядерного соглашения».
Только так, по утверждению источников из администрации президента, израильтяне могли узнать о секретных уступках американских переговорщиков, согласившихся сохранить Ирану около 6.500 центрифуг, в том числе усовершенствованных моделей IR-4.
Израиль отклонил претензии, уточнив, что секретные сведения были получены благодаря прослушиванию иранцев, но не американцев.
Вряд ли это было неизвестно президенту США, чьи спецслужбы, в свою очередь, шпионят за израильтянами.
Трудно предположить и то, что Барак Обама всерьез полагал, будто о его секретных переговорах с аятоллами, которые он, к слову, вел еще с 2012 года, не станет известно в Израиле, где рассматривают Иран в качестве самой серьезной угрозы.
И разве не должен был ближайший союзник, имеющий столь непосредственное отношение к вопросу, получить от США полную информацию изначально?
Наконец, само по себе обвинение в раскрытии информации не вражеской стороне, а собственному Конгрессу выглядит, по меньшей мере, странно.
Все это говорит лишь об одном: цель информационной утечки, организованной Белым домом, состояла в том, чтобы дискредитировать Израиль в глазах американской общественности, и в первую очередь конгрессменов, убедить их в нечестности израильского руководства и тем самым подорвать возможность израильтян повлиять на заключение сделки с Ираном.
Ради этой сделки, способной стать, возможно, единственным его международным достижением, Барак Обама потворствует иранской экспансии, развернувшейся по всему Ближнему Востоку: в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене.
Ради нее, уступая тоталитарному режиму иранских фундаменталистов, он, вопреки историческому американскому принципу поддержки демократических государств,пренебрегает интересами единственной ближневосточной демократии.
Ради этого соглашения Обама всеми силами стремился помешать премьер-министру еврейского государства выступить в Конгрессе, затем прилагал усилия вовсе сместить его, и, наконец, в обоих случаях проиграв, пытается теперь скомпрометировать Биньямина Нетаньяху, а вместе с ним и весь Израиль в глазах американского общества.
Похоже, американского президента вовсе не беспокоит то, что подобная политика наносит ущерб стратегическим отношениям между США и Израилем. Неважно ему и то, какую опасность заключает в себе уступка Ирану для Израиля, для всего региона, а в перспективе, когда тоталитарный иранский режим станет обладать ядерной боеголовкой и баллистическими ракетами — для всего мира.
Возможно, Барак Обама совершенно искренне не осознает, насколько опасно его желание достичь соглашения любой ценой. Увы, в таком случае ситуация не менее ужасна, чем если бы он делал это из злого умысла, поскольку означает лишь то, что президент США недальновиден и некомпетентен.
В том же ключе следует рассматривать и обсессивные усилия его команды во что бы то ни стало создать в Иудее и Самарии арабское государство, представляющее для Израиля даже еще большую угрозу, чем иранская ядерная бомба.
При этом, последние усилия Обамы по лоббированию арабского государства, включая возмущение заявлением Нетаньяху о невозможности его создания в нынешней ситуации, скорее связаны с надеждой ослабить позиции премьер-министра в глазах Конгресса на фоне борьбы за иранскую сделку.
Вероятно, одним из дальнейших шагов американского президента, опробованным уже на этой неделе, станет снижение уровня поддержки еврейского государства на заседаниях ООН. Так, США отказалось в начале недели участвовать в заседаниях Совета ООН по правам человека, больше половины решений которого за все 9 лет существования были нацелены против Израиля.В результате чего Израиль присоединили к прежним резолюциям в свой адрес еще пачку порицаний, на этот раз не осужденных представителем США.
Впрочем, и другие заседания комитетов и советов ООН давно превратились в откровенный антиизраильский фарс.
Лишь на прошлой неделе закрытие 59-й Комиссии ООН по положению женщин увенчалось единственной резолюцией, обвиняющей Израиль в бедственном положении арабских женщин из Иудеи и Самарии. При этом положение женщин в Иране, Саудовской Аравии, Йемене, Сирии и Исламском халифате, как видно, не является столь ужасным, как в Израиле, и потому не потребовало никаких резолюций.
В 2014 году Израиль был осужден ООН 20 раз. В то время как Иран, Северная Корея и Сирия получили нарекания лишь по разу, а Афганистан, Венесуэла, Ирак, Ливия, Китай, Кот-д'Ивуар, Куба, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Судан и Турция вообще ни разу не были осуждены.
В итоге, ослепленные ненавистью к еврейскому государству, участники заседаний ООН не заметили, что доведенный до абсурда тенденциозный нарратив полностью утратил как всякую связь со здравым смыслом, так и легитимность, обесценив резолюции и заявления этого международного органа.
Поэтому вряд ли демонстративный отказ Обамы помешать инсинуациям ООН будет иметь какие-нибудь реальные последствия.
Трудно предположить, на какие еще шаги решится пойти Барака Обама, выстраивая свой карточный домик соглашения с аятоллами, который должен был бы увенчать его политическую карьеру, и, понимая, как быстро иссякает оставшееся ему время президентства.
Но израильтянам неважно, ошибается ли американский президент или хочет навредить намеренно. В любом случае,израильское правительство обязано делать все, чтобы защитить страну и даже ценой обострения отношений с Обамой, поскольку в противном случае отношения с США будет попросту некому сохранять.
Идя на конфронтацию с нынешним американским лидером по вопросам иранского регионального усиления и продавливания террористического плацдарма в Иудее и Самарии, правительство делает это не из упрямства, не от желания навредить Обаме или помочь его политическим конкурентам республиканцам, но лишь потому, что считает противостояние критически необходимым для спасения Израиля.
И факт в том, что израильтяне на последних выборах предпочли именно этот путь, путь сопротивления и защиты израильских интересов, а не провалившийся с треском путь соглашательства и готовности положиться на Барака Обаму, предложенный оппонентами Нетаньяху.
Следует ясно понимать — возможности самого влиятельного политика планеты жестко ограничены. Даже его собственная демократическая партия не может себе позволить потерять поддержку друзей Израиля. Недаром, как отметило издание «Форин полиси», конгрессмены обеих партий предпочли попросту проигнорировать скандальную публикацию «Уолл-стрит-джорнел», подчеркнув этим свое, отличающееся от президентского, отношение к еврейскому государству.
Обама провалился в попытке скрыть от общественности и от Конгресса суть договора с Ираном, не смог помешать выступлению Нетаньяху в Конгрессе и не сумел сместить его. Победителей, как известно, не судят, но к проигравшим не знают жалости. И поэтому, твердая израильская позиция сумеет обрушить карточный домик Барака Хусейна Обамы и это пойдет на пользу и еврейскому государству, и США.