С 1538 по 1918 годы Йемен находился под контролем османских турок. Это арабская территория, за которую они воевали больше всего и понесли самые большие потери. Именно здесь находится крупнейшее турецкое кладбище.
В Йемене воевал мой дед. Как и другие солдаты, оставшиеся в живых после того, как была разбита османская армия, он, спасая свою жизнь и не имея при себе ни денег, ни транспорта, ни провианта, отправился в трудный путь. Добравшись до Мекки, он совершил паломничество. Это был первый хадж крестьянина.
Я не знал своего деда. Но события, о которых мне довелось услышать из вторых уст, стали одним из главных источников моей аллергии на арабские администрации. На долю турецких солдат выпали ужасные испытания. Например, известно, что арабы, сотрудничавшие с западными империалистами, убивали турецких солдат-мусульман даже в пути, при выводе военного контингента из Йемена. Из 60 тысяч находившихся в Йемене турецких военных убиты были не менее 40 тысяч; оставшиеся в живых разбрелись кто куда. По возвращении в Анатолию жизни половины из них унесли голод и болезни.
Йеменская драма заняла важное место в турецкой литературе и музыке. Но некие «идущие дорогой в рай» политические исламисты не оставляют в покое Турцию. С одними только иллюзиями о дороге в эдем, а далеко не потому что этого требуют наши национальные интересы, эти смутные создания, тела которых находятся в Турции, а души — в Аравии, вот уже 13 лет катаются на волнах в арабском болоте и жаждут повысить религиозный адреналин в крови турок. Не арабские земли или арабы священны для нас, а Кааба и Пророк Мухаммед. Все, что было после смерти Пророка, — не исламское учение и не история ислама, это арабская история.
События, происходящие сегодня в Йемене, не новы. И в период Османской империи здесь были внутренние беспорядки. В то время шииты называли османских суннитов «кафирами в колпаках» (кафир — понятие в исламе для обозначения не верящего в Аллаха и посланническую миссию Пророка Мухаммеда — прим. пер.). Против Османской империи регулярно вспыхивали восстания.
Сорок процентов 25-миллионного населения Йемена — шииты. Йемену не удавалось постоянно оставаться единым целым. В одни периоды его истории между племенами и мазхабами наблюдалось сотрудничество, в другие — ожесточенные конфликты. В 1962 году Йемен был официально и фактически разделен на два государства. После окончания холодной войны, в 1990 году, Йемен снова стал единым. До 1993 года управление государством осуществлялось на совместной основе, затем страну возглавил Али Абдалла Салех (Ali Abdullah Salih). Он был одним из тех лидеров, которых коснулись события арабской весны, начавшейся в 2010 году. В целом до 2011 года и его свержения Салех более 30 лет находился у власти в Йемене. На посту главы государства его сменил суннит Мансур Аль Хади (Mansur Al Hadi). Хуситская ветвь, связанная с зейдитами, составляющими одну треть населения Йемена, исповедующими самый строгий шиизм и издавна играющими важную роль в управлении государством, прежде всего на севере страны, начала военную операцию при поддержке Ирана. Суннитский глава государства Хади был вынужден покинуть страну, и управление перешло в руки шиитов.
Тот факт, что после Ирака, Сирии и ливанской «Хезболлы» под контролем шиитов (а следовательно Ирана) оказался и Йемен, лишил сна арабов, прежде всего Саудовскую Аравию и Египет. Все исламисты в Турции рассматривают данное событие как конфликт мазхабов. Тайип Эрдоган сразу же заявил о поддержке Саудовской Аравии. Он произнес речи, не отвечающие интересам Турции и без какой-либо нужды обвиняющие Иран. Отношения с соседним Ираном стали натянутыми. Важно понимать, что арабо-иранский конфликт — это борьба за интересы и региональное лидерство, а суннизм и шиизм — это инструмент и предлог во внешней политике этих стран.
23 марта, чтобы не позволить Ирану взять Йемен под свой контроль, Саудовская Аравия начала военное вмешательство в эту страну. Поскольку она боится сталкиваться с Ираном в одиночку, 29 марта в Египте состоялась встреча 21 из 22 арабских стран (за исключением Сирии). Все государства, кроме Ирака, оказали политическую поддержку Саудовской Аравии. При этом ливанская «Хезболла» осудила ее. Девять арабских стран и Пакистан решили оказать военную поддержку Саудовской Аравии. Поддержав Эр-Рияд, Пакистан ответил Ирану, который вносит смуту во внутренние дела своих восточных соседей (Пакистана и Афганистана) и строит тесное сотрудничество с Индией. Однако, в отличие от Турции, политика Пакистана в исламских странах обусловлена его национальной безопасностью и стратегическими интересами, а не сомнительными тезисами политических исламистов и мазхабизмом.
Арабские лидеры приняли еще одно важное решение на саммите в Египте: создать единую арабскую армию. С 1948 года, начиная с основания Израиля, в этом вопросе не удавалось достичь заметного прогресса. При этом решение о создании арабских военных сил было принято из-за страха перед Ираном. Но учитывая отношения арабских государств, следует отметить, что реализовать эти замыслы будет непросто. Очевидно одно: Иран напугал арабов. А Турции следует помнить о своих интересах и занимать нейтральную позицию в этом арабо-персидском споре.