Александр Лукашенко занимает пост президента Белоруссии так давно, что его иногда называют последним диктатором в Европе.
Однако пророссийские массовые выступления потрясли его, и в своем интервью он призвал США взять на себя главную роль в восстановлении Украины, предупредил о том, что Белоруссия никогда не станет «северо-западным краем» России и даже указал на Владимира Путина.
«Я больше не последний диктатор в Европе, — сказал с усмешкой 60-летний Лукашенко. — Есть диктаторы похуже меня, не так ли? Уже меньшее зло».
В этом двухчасовом интервью, проходившем в новом, просторном и довольно пустом Дворце независимости, выстроенном из мрамора и стекла, лидер предстал человеком, который пытается совершить сложные акробатические трюки. Он старается сохранить жесткий контроль над своей страной, с осторожностью балансируя между агрессивной Россией, раздираемой войной Украиной и Европейским союзом, которые являются его соседями.
Лукашенко, занимающий свой пост дольше всех остальных европейских лидеров, пользовался советскими приемами манипуляции на выборах, начиная с момента своего первого избрания в 1994 году. Он является президентом Белоруссии почти столько же, сколько его страна существует как независимое государство. Лукашенко — это самый преданный союзник Путина, а Путин — самый преданный союзник Лукашенко.
Тем не менее, некоторыми своими комментариями он противоречит Путину, в то время как другими — пытается задобрить его. Он сказал, что США и их союзники ошибаются, полагая, что президент России стремится восстановить некую империю, но добавил, что Путин и Россия эмоционально реагируют на открытые вызовы. «Поэтому с Россией надо быть аккуратными», — отметил он.
«Северо-западный край»
Лукашенко подчеркнул, что Белоруссия — независимое государство и что его страна, численность населения которой составляет 9,5 миллиона человек, будет воевать до последнего против любой внешней силы, которая может угрожать ей. Он добавил, что есть «очень много людей в российской политике, которые мыслят имперски и иначе не видят, как то, что Белоруссия должна быть неким северо-западным краем».
Лукашенко ответил этим людям довольно твердо, но при этом осторожно: «Мы не будем северо-западным краем. Как и не будем никогда, как я это понимаю, конфликтовать с Россией».
В четверг, 2 апреля, Путин и Лукашенко обменялись поздравлениями в связи с годовщиной подписания договора о единении народов России и Белоруссии. Российский лидер отметил эффективность этого союза, пояснив, что он стал основой для экономического союза с Казахстаном и Арменией.
«Движущая сила»
Введение единой валюты и более тесная интеграция внутри блока пока не обсуждаются, как сказал Лукашенко в своем интервью.
«В Евразийском союзе Россия действительно играет ключевую роль, является движущей силой, — сказал он. — Но если говорить об империи, о присоединении к ней в качестве одного из регионов — мы к этому категорически не готовы. Ни Казахстан, ни Белоруссия».
Тот факт, что Лукашенко решительно отстаивает идею независимости своего государства и высказывает тревогу в отношении роли России в украинском конфликте, помогает ему заручиться поддержкой избирателей накануне президентских выборов, которые состоятся в этом году и на которых он будет баллотироваться уже в пятый раз. Оппозиция, которую Лукашенко методично искоренял на протяжении последних двух десятилетий, занимает довольно сдержанную позицию.
К примеру, Владимир Некляев, который выдвигал свою кандидатуру против Лукашенко на выборах в 2010 году и которого избили и бросили в тюрьму еще до завершения выборов, заявил в интервью в Минске, что оппозиция должна избегать активных протестов, чтобы не давать России повода для вмешательства.
Слабая оппозиция
Продемократический политик Александр Милинкевич, который соперничал с Лукашенко на выборах 2006 года, заявил, что он поддерживает действия президента, направленные на сохранение независимости страны, но все же пожаловался на отсутствие в стране свободы.
В своем интервью Лукашенко высмеял слабость оппозиции, отметив, что «мне не нужна другая оппозиция, я должен заботиться об этой, сохранить ее в том виде, в котором она есть».
Поскольку оппозиция Лукашенко слаба и разрознена, именно экономика и зависимость Белоруссии от России могут стать основным вызовом для президента на выборах. За последний год белорусский рубль подешевел на 33% по отношению к доллару. Это третий худший показатель после гривны и российского рубля среди более чем 170 валют, отслеживаемых Bloomberg.
«Санкции, которые Запад ввел против России, серьезно на нас влияют», — добавил Лукашенко.
Заводы советской эпохи
Эти санкции наряду с оттоком капитала из России и резким снижением ее доходов от экспорта дешевеющей нефти и в совокупности со стремительным падением спроса на белорусские товары поставили промышленность Белоруссии под угрозу. Доступ на российский рынок остается чрезвычайно важным фактором для государственных заводов советской эпохи, где производятся грузовики, тягачи и автобусы, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на Западе.
Белоруссия была вынуждена вновь ввести экспортную пошлину на поташ, один из ключевых источников ее доходов.
«У нас не было достаточного количества времени, чтобы дистанцироваться от российского рынка, покинуть постсоветский рынок и переориентировать себя на другие рынки», — объяснил Лукашенко.
Лукашенко пообещал, что экономические проблемы не помешают стране полностью рассчитаться по внешним долгам в этом году. Он отметил, что у Белоруссии есть деньги, специально выделенные для оплаты задолженности, кроме того страна все еще может продавать новые еврооблигации, рефинансировать долг России и попытаться взять кредит в размере 2 миллиардов долларов у Международного валютного фонда.
Долг Белоруссии
Уязвимость страны стала темой для разговоров в январе, когда во время пресс-конференции Лукашенко сделал ошибочное заявление. Он заговорил о возможности «реструктуризации» долга, а затем поправился, сказав, что он имел в виду «рефинансирование». В тот день доходность облигаций со сроком погашения в августе 2015 года выросла на 32 процентных пункта и составила более 47%.
Лукашенко, который помог заключить соглашение о прекращении огня на Украине, предоставив площадку для переговоров в феврале лидерам России, Украины, Германии и Франции, заявил, что он обеспокоен тем, что затишье в боевых действиях на Украине может быть всего лишь затишьем перед бурей.
По его словам, его беспокоит, что США не принимали непосредственного участия в переговорах, и призвал США немедленно присоединиться к процессу мирного урегулирования. Поскольку правительство Украины и лидеры пророссийских сепаратистов не доверяют друг другу, а в стране сейчас много неконтролируемых вооруженных формирований, он опасается, что худшее может быть еще впереди, в том случае если хрупкое перемирие нарушится.
«Это все может закончиться войной», — подытожил он.